Студент МАИ разработал ПО для развития транспортных сетей

22 сентября 2023
Студент МАИ разработал ПО для развития транспортных сетей

Студент Московского авиационного института Георгий Туманов разработал программное обеспечение, позволяющее просчитывать оптимальные параметры дорожных сетей с учётом планируемых транспортных потоков. С помощью ПО можно эффективно повышать пропускную способность дорог, а также выявлять необходимость в строительстве новых.

Работа велась на базе института № 8 «Компьютерные науки и прикладная математика» МАИ под руководством доцента кафедры 804 «Теория вероятностей и компьютерное моделирование» Сергея Иванова.

— Для планирования пользователю необходимо задать в программу параметры дороги. Учитываются цена увеличения пропускной способности, затраты на содержание дороги в зависимости от суммарного транспортного потока и другие издержки. Также задаются объёмы перевозок между пунктами. В отличие от предыдущих параметров, которые являются константами, размеры перевозок — случайные величины с известным распределением. В итоге получается вектор чисел, по значениям которого можно определить, какое увеличение пропускной способности будет оптимальным для конкретной дороги, — рассказывает Георгий Туманов. — В случае, если дорога двусторонняя, её направления просчитываются отдельно.

Работа над ПО уже завершена. При его создании использовались язык программирования Python и библиотека Gurobipy для решения смешанной задачи линейного программирования. Как отмечает студент, сходимость результатов расчёта для различных вариантов транспортных сетей была доказана аналитически. В 2023 году работа заняла призовое место на XLIX Международной молодёжной научной конференции «Гагаринские чтения».

— Модель учитывает уже построенные дороги, однако, задав параметры определённым образом, можно сымитировать несуществующую. Если для неё значение вектора будет положительным, это будет означать, что дорогу нужно построить, — заключает маёвец.

Разработчик рассчитывает, что ПО будет полезно организациям, занимающимся развитием дорожных сетей. Однако модель может быть адаптирована и для других задач, при решении которых необходимо учитывать возможные негативные последствия оптимизации. Например, ПО может использоваться на производстве при увеличении объёмов выпуска продукции и в других областях.

В этот день было

Первый полёт первого серийного самолёта-амфибии Бе-200ЧС
Первый полёт боевого вертолёта Ка-50 «Чёрная акула»
Первый беспосадочный полёт самолёта Ил-62М