«Нам заложили хороший фундамент»: выпускник МАИ об учёбе за границей и карьерном росте

8 сентября 2023
«Нам заложили хороший фундамент»: выпускник МАИ об учёбе за границей и карьерном росте

Выпускник Московского авиационного института, заместитель главного конструктора ММП имени В.В. Чернышева Эмиль Джафаров считает выбор технической специальности одним из самых верных решений в своей жизни. На предприятии, входящем в состав Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха, он отвечает за все стадии жизненного цикла изделий. О том, как к 26 годам инженер успел построить неплохую карьеру, и какую роль в этом сыграла учёба в МАИ, читайте в материале.

Университет — Шанхай — завод

Вопрос о том, какую специальность выбирать после школы, перед Джафаровым не стоял. Склонность к математике, физике и прочим техническим наукам чётко указала путь — в Московский авиационный институт. Кстати, сегодня МАИ входит в число опорных университетов Ростеха и является базовым высшим учебным заведением для целевой программы Госкорпорации по подготовке инженеров для авиации «Крылья Ростеха».

Выбор будущего студента пал на программу бакалавриата по направлению «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки». Учиться было интересно: студентов здесь щедро насыщают не только теорией, но и практикой. Эмилю и его сокурсникам на примере действующих образцов, находящихся в университете, объясняли принцип работы авиадвигателей, их конструкцию и в целом будущую профессию давали «потрогать руками».

— Так получилось, что после вуза я попал на ММП имени В.В. Чернышева, одним из основных продуктов которого являются двигатели семейства РД-33, а также детали для линейки вертолётных двигателей. Конструкцию данных двигателей нам углублённо преподавали при обучении, поэтому потом не раз с благодарностью вспоминал родной институт МАИ — фундамент нам заложили очень хороший, — вспоминает Эмиль.

Ценный проект МАИ — возможность обучения в Шанхае по уникальной международной магистерской программе. Она создана Московским авиационным институтом в кооперации с Шанхайским университетом Цзяо Тун. Джафаров оказался в числе студентов-счастливчиков.

Обязательные условия поездки в Шанхай были следующие: знание английского языка, сдача вступительных экзаменов, подписание трёхлетнего трудового договора с одним из предприятий Объединённой двигателестроительной корпорации. Кого-то из ребят направили в ОКБ имени Люльки и на производственный комплекс «Салют», а Эмиля — на ММП имени В.В. Чернышева. Это предприятие входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха и специализируется на изготовлении и сервисном обслуживании авиадвигателей, а также на производстве и ремонте узлов вертолётной техники.

Карьерный рост

В Шанхае Эмиль и его сокурсники проучились год. Затем программой предусматривался ещё один год обучения и защита диплома в МАИ, последующие полгода защита диплома в Шанхае и только потом — работа на производстве. Но Джафаров решил не терять времени даром и устроился в ММП имени В.В. Чернышева уже после первого года обучения в магистратуре — сразу после того, как вернулся из Китая.

— Во-первых, хотелось набраться опыта, во-вторых — начать зарабатывать. Меня направили в бюро топливно-масляной аппаратуры. В этом бюро я дорос до 2 категории и получил повышение.

В новом статусе Джафарову в составе недавно созданной рабочей группы предстояло заниматься освоением перспективных двигателей ВК-650В для вертолётов Ансат, и ВК-1600В для вертолётов Ка-226 и Ка-62. Для молодого специалиста это направление оказалось знакомым — во время магистратуры он проходил обучение в школе управления МАИ по теме «Создание конкурентоспособных двигателей для современных летательных аппаратов на примере ВК-650В и ВК-1600В».

Начальство обратило внимание на целеустремлённость и трудолюбие молодого специалиста и пригласило Эмиля сначала на должность начальника конструкторского бюро, а затем — на вакантное место одного из заместителей главного конструктора ММП имени В.В. Чернышева. На предприятии он теперь сопровождает все производственные процессы — от разработки конструкторской документации до изготовления и отгрузки готовой продукции.

— Мне очень повезло с наставниками на данном предприятии. Они оказались замечательным людьми, дали мне хорошую базу и по сей день продолжают учить меня, — рассказывает Эмиль.
— Эмиль возглавил коллектив конструкторского бюро новых изделий в самый ответственный период подготовки производства и изготовления первых образцов деталей и сборочных единиц двигателей ВК-650В и ВК-1600В. В решениях сложных задач, которые, как правило, возникают при изготовлении опытной материальной части, он проявил себя как грамотный специалист и талантливый руководитель, — объясняет карьерный успех Джафарова заместитель технического директора ММП имени В.В. Чернышева Алексей Терёхин.

А как к вам устроиться

В этом году у Эмиля Джафарова истекает трехлетний трудовой контракт с ММП имени В.В. Чернышева, обязательства по которому он подписывал для участия в международной магистерской программе. Он планирует остаться работать на предприятии — считает, что нашёл себя в этой профессии. Да и техническим специалистом, инженером-конструктором сегодня быть престижно.

— Для молодёжи важно, чтобы выбранная профессия была интересной и приносила хороший доход. У нас на предприятии именно так — заработная плата конкурентоспособна даже по сравнению с популярными профессиями юриста, экономиста. Так что мнение о том, что на заводе стоишь у станка за копейки — это заблуждение, — смеётся Эмиль. — Более того, меня часто спрашивают знакомые — а как к вам на завод устроиться? Отвечу: устроиться можно, люди на предприятии нужны всегда. Хорошие, грамотные специалисты всегда на вес золота. И тем более сегодня, когда перед отечественной авиацией стоят такие амбициозные задачи.

При этом Джафаров не считает, что карьера на предприятии далась ему легко.

— Легко? Ну нет, не скажу, что очень уж легко. Вспоминаю, сколько раз пришлось оставаться до поздна, какой объём информации переработать, сколько нового изучить, нервничать, переживать. Нет, это непросто, требует усилий, внимательности, трудолюбия, знаний. Но что мне нравится в нашей работе — если ты действительно трудишься, стараешься и стремишься к результату, тебя замечают, не связывают руки, а дают свободу действия и, конечно, поддержку, — рассказал молодой инженер.

Сегодня у выпускников школ и колледжей есть хорошая возможность стать, как и Эмиль Джафаров, профессионалом в авиационной отрасли и других стратегических направлениях промышленности. В том числе, в этом помогает целевая программа «Крылья Ростеха», запущенная совместно с МАИ в 2020 году. Подробнее о программе, мы  рассказывали в журнале «Облако».

Фото: Заместитель главного конструктора ММП имени В.В. Чернышева Эмиль Джафаров © Объединенная двигателестроительная корпорация

В этот день было

Первый полет доработанного опытного экземпляра Т8-1Д
Родился Генеральный директор ОАО Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля (Россия) А.Б.Шибитов
Первый полет прототипа сверхзвукового бомбардировщика Ту-22