Сетевые программы обучения: за что МАИ получил премию «Авиастроитель года»

1 ноября 2022
Сетевые программы обучения: за что МАИ получил премию «Авиастроитель года»

В конце октября Московский авиационный институт в 11-й раз подряд получил награду конкурса «Авиастроитель года» в номинации «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений». Университет был отмечен за успешную реализацию программ сетевого регионального взаимодействия с целью опережающей подготовки кадров для авиационной отрасли России. Что это за программы и зачем они нужны, рассказал проректор по учебной работе МАИ Дмитрий Козорез.

Дмитрий Александрович, что такое сетевая форма обучения, что она под собой подразумевает?

Сетевая форма обучения предполагает участие нескольких организаций в реализации основной образовательной программы. Это могут быть, например, два вуза, каждый из которых реализует свою часть программы, или же вуз и промышленное предприятие, предоставляющее доступ к своему оборудованию. Такая форма позволяет готовить выпускников под конкретные цели предприятия и повышает эффективность обучения.

Почему возникает потребность в обучении студентов в сетевой форме? Расскажите на примере сетевых программ МАИ.

Необходимость в такой форме обучения появляется, например, когда тому или иному предприятию не хватает высококвалифицированных кадров, а усилить их подготовку в местном вузе проблематично ввиду отсутствия должной материально-технической базы или других ресурсов.

К примеру, так происходит в Улан-Удэ, где действует Улан-Удэнский авиационный завод, нуждающийся в кадрах. Но талантливые абитуриенты, хорошо сдавшие ЕГЭ, предпочитают поступать в вузы и впоследствии искать работу в более крупных городах.

Чтобы сделать этот процесс менее выраженным, мы запустили сетевую программу «Самолёто- и вертолётостроение» с местным вузом — Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления (ВСГУТУ). В данной программе Московский авиационный институт является базовым вузом, а ВСГУТУ — вузом-партнёром. Это значит, что ребята поступают в МАИ, но учатся в Улан-Удэ, уезжая в МАИ на несколько семестров.

Как происходит взаимодействие между учреждениями в рамках сетевых программ и как организован такой процесс обучения для студентов?

На нашей программе с ВСГУТУ учатся уже 25 студентов. Преподаватели МАИ дистанционно читают им специальные дисциплины, а также приезжают в Улан-Удэ для проведения промежуточной аттестации. Сами студенты тоже приезжают в Москву на два семестра, а также проходят здесь первые практики. Производственные практики проводятся непосредственно на предприятии — У-УАЗ. Таким образом, к концу учёбы у ребят есть место работы на предприятии.

Защита дипломов проходит на базе ВСГУТУ. При этом у студентов есть научные руководители и от ВСГУТУ, и от МАИ, а в состав ГЭК обязательно входят представители предприятия.

Какие ещё сетевые программы реализуются в МАИ?

Помимо сотрудничества с ВСГУТУ, МАИ реализует сетевую программу по направлению «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» с Амурским государственным университетом (АмГУ). В этом случае МАИ выступает вузом-партнёром, а выпускники программы получат диплом АмГУ. Подготовка ведётся в интересах Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры для космодрома «Восточный».

Также у нас есть сетевая программа с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Г. М. Бериева. Ребята поступают к нам, а ТАНТК им. Г. М. Бериева является организацией, предоставляющей ресурсы, в интересах которой готовятся выпускники. Обучение проходит в Таганроге на лицензированных площадках ТАНТК, и туда тоже ездят наши преподаватели.

Какие плюсы и минусы имеет данный вид обучения для студентов и самих вузов?

Как я уже говорил, плюсы — повышение качества обучения студентов без их оттока из региона. Минусы же состоят в том, что это более затратная для вуза и предприятия-заказчика схема, включающая в себя командировки, перемещения студентов, размещение их в общежитиях и так далее. Тем не менее, данная форма обучения оправдывает себя. Например, совместная с ВСГУТУ программа реализуется нами с прошлого года и уже показала свою результативность: если раньше в интересах местного предприятия готовили ребят со средним баллом ЕГЭ 59, то сейчас средний балл поступивших к нам на программу — 78. То есть абитуриенты с высоким баллом не уехали, а остались в Бурятии.

В дипломах студентов как-то отображается тот факт, что они проходили обучение по сетевым программам?

Диплом выдается базовым вузом, который набирал на программу. Вуз-партнёр там не указывается. Но компетенции такого выпускника при его устройстве на работу будут говорить сами за себя, поэтому то, что написано в дипломе, уходит на второй план.

Планируете ли вы расширять количество сетевых программ в вузе?

Сетевые программы создаются, исходя из потребностей. Если есть предприятие, которому нужны кадры в большом объёме на протяжении значительного срока, появляется смысл внедрять такую программу. При этом мы стараемся готовить не только студентов, но и преподавателей местного вуза, чтобы впоследствии обучение специалистов велось без нашего участия.

Новые потребности будут появляться всегда, ведь технологии за 3–5 лет обновляются полностью. Поэтому мы не боимся, что этот процесс прервётся: завершив одну программу, мы всегда сможем переключиться на другое направление или профиль. Например, в следующем году планируем внедрить ещё одну программу с ВСГУТУ для У-УАЗ по радиотехнике.

В этот день было

На опытном самолёте Су-27УБ совершён беспересадочный перелёт с дозаправкой в воздухе из Комсомольска-на-Амуре в Москву
Вышло постановление, поручавшее ОКБ им. Г. М. Бериева разработку гидросамолёта Бе-42
Первый полёт всепогодного истребителя-перехватчика Як-120