Наши за рубежом: выпускники МАИ-ШУЦТ о пользе межкультурной коммуникации

9 февраля 2022
Наши за рубежом: выпускники МАИ-ШУЦТ о пользе межкультурной коммуникации

Специалисты с российским техническим образованием всегда оставались востребованы как в российских, так и в международных компаниях. О том, как облегчить межкультурную коммуникацию и на что следует обращать внимание во время учёбы, чтобы успешно сотрудничать с иностранными корпорациями, рассказывают сами выпускники.

С зарубежными университетами по реализации программ двойных дипломов МАИ сотрудничает давно: в 2017 году запущена не имеющая аналогов в России целевая корпоративная магистерская программа с Шанхайским университетом Цзяо Тун (ШУЦТ).

Организовывает работу МАИ-ШУЦТ выпускник МАИ Александр Хван, он также работает над программами летней студенческой практики на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре и разрабатывает проекты летней и зимней аэрокосмических школ МАИ для иностранных студентов.

— За время моей работы более 300 человек поступили в МАИ-ШУЦТ, около 600 человек отучились на программах зимней и летней аэрокосмических школ, — вспоминает Александр Хван, курирующий совместный институт.

По его словам, главная цель программы — двустороннее развитие межкультурной коммуникации между Россией и Китаем.

Александр Хван

— Поскольку на рынке труда наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров инженерной специализации с хорошим уровнем владения техническим английским языком, а также пониманием культурных и ментальных особенностей представителей страны-партнера, совместный институт становится особенно актуальным. МАИ-ШУЦТ — это точка роста для молодых специалистов. И, благодаря спонсорству российских госкорпораций, пожалуй, самая доступная программа обучения за рубежом. Проект позволяет студентам получить разносторонние знания и построить успешную карьеру в аэрокосмической отрасли, — объясняет куратор института.

Программа обучения имеет эксклюзивный характер и разработана в интересах и с участием российских корпораций ПАО «ОАК» и АО «ОДК», а также китайской авиастроительной корпорации COMAC. Она направлена на формирование кадрового резерва для создания российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929, работу над которым студенты начинают уже с первого дня своего обучения. Этот проект считается самым высокотехнологичным в портфеле общих совместных проектов двух государств. Считается, что новый самолёт может составить конкуренцию двум гигантам — Airbus и Boeing — на рынке Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона.

— Я работаю инженером динамики полёта в Guangdong Huitian Aerospace Technology Co., Ltd в Китае и специализируюсь на управлении жизненным циклом изделия, — рассказывает Цзюнь Чжан, магистр 2020 года выпуска. — Я исследую стратегию управления полётом концепта одноместного летающего автомобиля. Знания, полученные в совместном институте МАИ-ШУЦТ, помогают мне в работе над моими проектами, а такие дисциплины, как проектирование авиационных систем, управление конфигурацией и сертификация лётной годности, стали основой моей профессиональной деятельности. В МАИ-ШУЦТ нас не только обучали теории, но и стимулировали интерес к изучению нового. Мы объединили усилия Китая и России, поделились друг с другом опытом и смогли повысить свою конкурентоспособность благодаря нашему сотрудничеству.

Обучение длится 2,5 года: первый год и последние полгода учёба проходит в Шанхае, второй год — в МАИ. По завершении обучения студенты получают два диплома: ШУЦТ и МАИ. Кроме того, в 2019 году МАИ и ШУЦТ открыли три направления бакалавриата: «Авиастроение», «Двигателестроение» и «Ракетостроение». Также было подписано соглашение об открытии дополнительной международной корпоративной магистратуры по направлению «Оборудование летательных аппаратов».

— Во время учёбы в магистратуре я проходил практику в Китае и изучил основы работы в индустрии. Большим преимуществом нашей совместной магистратуры является полное погружение в работу над проектом перспективного совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта на 250-300 пассажиров (CR929) с первых дней обучения, — делится впечатлениями Эжен Гурьев, магистр 2019 года выпуска.

Он считает, что знания, полученные в магистратуре, помогают ему выстраивать плодотворные коммуникации с китайскими коллегами.

— За время учёбы и взаимодействия выстроилось понимание поведенческих паттернов и особенностей мышления народа Поднебесной. Это очень помогает во время переговоров и ускоряет процесс согласования и принятия решений. Также обучение проходило на английском языке и в англоязычной среде кампуса, что привело к преодолению языковых барьеров и получению навыка поиска необходимой информации на английском языке. Лекции от ведущих компаний, таких как HoneyWell, Hewlett-Packard, знания в области управления продуктом и проектом, международные стандарты и лучшие практики со всего мира — это отличная база знаний для дальнейшей реализации себя как высококлассного специалиста, — признаётся выпускник.

Зона переговоров по проекту CR929 ШФДМС в COMAC Шанхай

Сейчас он работает в филиале «Региональные самолёты» ПАО «Корпорации «Иркут» в НИО «Управление проектированием», занимается System engineering (системная инженерия/системотехника), выстраиванием бизнес-процессов, управлением требованиями и другими интегральными процессами, а также написанием нормативной документации.

— Среди задач, стоящих передо мной и моими коллегами, стоит задача цифровой трансформации корпорации и, конечно же, выстраивание и связывание всех процессов жизненного цикла, управление данными, создание единой информационной среды, переход на Data Driver Decision Making, что в конечном счёте приведёт к уменьшению количества изменений, снижению транзакционных издержек, лучшему управлению ресурсами и повышению качества разработки продукта, — сообщает Эжен Гурьев.

В этот день было

Задана разработка проекта самолета Т-4
Состоялся первый полет самолета-амфибии Бе-8
Родился летчик-испытатель В.В. Беспалов