Индивидуальная траектория: как студенту МАИ стать «штучным» специалистом

27 мая 2020
Индивидуальная траектория: как студенту МАИ стать «штучным» специалистом

Конкуренция является двигателем прогресса. В погоне за высокими показателями каждая компания старается завоевать большую часть рынка. И для этого ей нужны сотрудники с определёнными компетенциями. Успешный кандидат должен обладать универсальным мышлением, которое позволит ему адаптироваться в условиях постоянно меняющейся среды, ориентироваться в информационных потоках и осваивать новые технологии. В список его качеств должна входить гибкость, способность к самообразованию, умение работать в команде, креативить и руководить проектами.

Именно поэтому так важно ещё в университете формировать в себе те качества и навыки, которые откроют перед студентами множество профессиональных и карьерных возможностей.

В Московском авиационном институте такая возможность есть у каждого. Уже с первого курса студент МАИ под чутким руководством наставника своего института начинает формировать свою индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ), которая поможет ему выявить и развить свои сильные стороны, чтобы на выходе из университета стать тем самым уникальным специалистом.

Как делают «штучного» специалиста в институте № 1 «Авиационная техника» МАИ

Так, в институте № 1 «Авиационная техника» подготовка маёвца по программе индивидуального образования целиком и полностью будет зависеть от его предпочтений. Интересует углубленное знание математического моделирования или человеко-машинные системы? Пожалуйста, можно получить дополнительное образование и пройти стажировку. Повысить знание технического английского языка? Не проблема, занятия по уровню вашей подготовки и специальные курсы обучения помогут! Каждый студент вправе выбрать необходимые для него компетенции, а институт поможет ему реализовать свои планы на будущее.

Поскольку гранит науки столь велик, что в одиночку его не разгрызть, студенту в помощь предлагается выбрать наставника, который будет направлять его в познании определённого рода компетенций.

«Это — ваша траектория. Вы должны сами либо с помощью своего наставника понять, кем хотите быть. Индивидуальное образование ещё в процессе учёбы помогает понять, какие компетенции будут вам нужны для достижения успехов в карьере. Задача института — предоставить такие возможности студенту. К этим возможностям традиционно относятся программы двойных дипломов, которые уже давно реализуются в нашем институте, индивидуальные программы обучения, включающие в себя стажировки и академические обмены. Следует отметить, что в вузе появляются места, где вы можете начать профессионально работать. Это центры компетенции, научные лаборатории, кафедры с большими объёмами научных исследований. Таким образом, реализуя свои знания, вы будете получать тот ценный опыт и навыки, с которыми вы будете востребованы», — говорит директор института № 1 «Авиационная техника» Олег Долгов.

Аспирант и ведущий инженер института № 1 Андрей Колпаков рассказывает студентам про полимерные композиционные материалы

Всего в программе ИОТ института № 1 существует четыре направления:

  • Управленец;
  • Предприниматель;
  • Инженер-исследователь;
  • Инженер по компетенции.

Управленец

Целью направления является приобретение студентом навыков и компетенций, которые помогут ему стать грамотным руководителем. Следует заметить, что даже если студент выберет иной род деятельности в будущем, приобретённые знания непременно помогут ему в любой работе. Грамотное распоряжение своими ресурсами является залогом не только успешного менеджера, но и каждого человека, ведь время — деньги.

«Траектория управленца направлена, в первую очередь, на развитие в студентах организаторских качеств. В будущем они пригодятся ребятам, которые видят себя на серьёзных управленческих должностях. Конечно, это относится не только к типу людей, которые связывают свою жизнь с авиацией. Ни для кого не секрет, что из стен МАИ выходят выпускники, которые реализовывают себя во многих сферах деятельности, помимо авиации или космоса, и не только в качестве рядового сотрудника, но и возглавляют целые отделы или организации. Траектория управленца как раз помогает студентам развить те самые компетенции, за счёт которых они смогут построить своё успешное и уверенное будущее», — говорит наставник направления Денис Прокопенко.

По его мнению, одной из главных особенностей траектории управленца является нестандартный подход к решению задач. То есть студент сначала определяет цель, потом ищет пути выполнения, используя так называемые инструменты, с помощью которых он сможет добиться поставленной цели. Зачастую инструментом является не только личный набор знаний или опыт работы, но и люди, с которыми он работает.

«Это основной «лакомый кусочек» траектории управленца — непрерывное общение с людьми, выстраивание общей цели и общего алгоритма выполнения поставленной задачи. Ведь одно из ключевых навыков управленца — выстраивание вокруг себя эффективной команды», — отмечает Денис Прокопенко.

Безусловно, роль наставника в успехе обучения студентов велика, однако на плечи участников ложится не меньшая обязанность. Как отметил куратор направления, студенту предлагается в ходе развития своей траектории подобрать навыки и компетенции, которые ему в дальнейшем могут пригодиться. Их, в свою очередь, можно приобрести в Школе управления МАИ, различных центрах компетенций, лабораториях.

Студенты, выбравшие траекторию управленца, имеют большие возможности на рынке труда, однако и сам университет заинтересован привлекать их к работе в своих стенах, где они смогут реализовывать свои идеи, выигрывать различные гранты и участвовать в проектах МАИ и своего института.

Предприниматель

Предпринимателем называют человека, деятельность которого тесно связана с получением прибыли. К такой категории лиц можно отнести не только владельцев предприятий, фирм, компаний, но и разработчиков своих стартапов и менеджеров проектов. Существует заблуждение, что предпринимательская деятельность не связана с инженерной областью, однако это не так. Для эффективной работы современные конструкторские бюро и предприятия нуждаются в высококвалифицированных специалистах, обладающих навыками предпринимателя.

В институте № 1 в рамках программы «Индивидуальная образовательная траектория» идёт подготовка не только инженеров и управленцев, но и предпринимателей. По словам одного из наставников этого направления Дмитрия Суханова, программа предоставляет возможность знакомства с основными механизмами и стратегиями существующих предпринимательских методик. Студенты, которым интересна больше коммерциализация процессов, существующих в самолётостроении, могут развиваться именно в этом направлении.

На протяжении всего курса студенты знакомятся с новыми методами и приёмами ведения успешной предпринимательской деятельности. Свои организаторские и управленческие способности участники программы могут развить, поступив в Школу управления МАИ. Уникальный опыт работы в команде и новые знания студенты могут получить во время участия в проекте института «Траектория № 1», который нацелен на помощь студентам в реализации их идей в совершенствовании в МАИ. Ребята сформируют правильное стратегическое, логическое и предпринимательское мышление, научатся мыслить аналитически. По мнению Дмитрия, это поможет им в разработке и реализации проектов или даже запуске своего стартапа.

Инженер-исследователь

По названию можно подумать, что речь пойдёт сугубо о научной работе, но это не так.

Сотрудник ЦК «Аддитивные технологии» Вениамин Брыкин разрабатывает со студентами кейс

В этом направлении для каждого подбирается программа образования с уклоном в науку, включая приоритетные курсы, а также внеучебные мероприятия. Чтобы стать исследователем, необходимо знать способы работы с информацией и повышения эффективности.

Как отметил наставник направления Денис Духновский, важно не просто разбираться в научной деятельности, но и стать своего рода публицистом, научиться грамотно оформлять статьи и работы.

«Кроме поддержки студентов по базовым направлениям, таким как консультация по приоритетным курсам и внеучебным мероприятиям, необходимо дать ребятам чёткое понимание целей и задач, научно-исследовательской деятельности. Через это становится возможным более наглядно продемонстрировать методы и приёмы написания работы для публикации, улучшить свою эффективность в решении трудоёмких задач в процессе обучения и профессиональной деятельности», — говорит Денис.

Немаловажную роль в процессе становления исследователя играет поддержка как со стороны научных сотрудников института, так и со стороны лабораторий. Денис отметил, что работа по данной траектории предоставляет студентам возможность попасть в поле зрения научно-исследовательских отделов университета.

Инженер по компетенции

Особенность данного направления заключается в подготовке научных кадров как будущего постамента в технической сфере. В процессе работы до молодого поколения доносится назначение науки в целом и её отличие от ремесла. И роль наставника тут очень важна.

«Наставник помогает не утонуть в потоке образовательной информации, нужной для своих проектов и дальнейшего развития. Когда я учился, такого в МАИ не было, многое делалось по незнанию. И было много ошибок, которые теперь послужат хорошим примером для других. Хотя, если ребята и не научатся на чужих ошибках, может, хотя бы раскроют глаза шире и рассмотрят различные пути решения», — говорит наставник направления Даниил Кирпиченко.

Вопрос того, как будет строиться программа по направлению, пока находится в разработке: продвижению работы мешает карантин и отсутствие у Даниила возможности активно общаться с ребятами очно.

«Хочется попробовать разработать учебный проект, который бы использовался для тренировок студентов. Это позволит им набить руку и пригодится в резюме. В процессе практики будет происходить и расширение научной базы. В зависимости от предрасположенности: проектирование (тоже наука), композитные материалы, аэродинамика — всё это, так или иначе, интересно и правильно разрабатывать, практикуясь на чём-либо и понимая физику процесса», — говорит Даниил.

Инженер лаборатории полимерных композиционных материалов Денис Духновский обучает ребят азам публикационной деятельности

Роль наставника

Наставникам отведена особая роль в реализации программы обучения по индивидуальным траекториям развития. Они должны направлять студента в правильное русло, помогать ему в принятии сложных решений. Следует сказать, что неотъемлемой частью наставничества является передача своего опыта другим. От своего наставника студент должен получить те полезные качества и навыки, которые помогут ему в будущем для достижения своей цели. Наставниками становятся преподаватели и сотрудники университета, в числе которых могут оказаться и сами студенты, состоявшиеся в своём векторе работе и готовые делиться знаниями с молодыми и активными студентами, интересующимися профильным для них направлением деятельности.

«Роль наставника в данном проекте заключается в помощи студентам в направлении их сил, чтобы то, чем МАИ может помочь в их будущей работе и что им необходимо для достижения целей, было выстроено максимально эффективно. Также ключевая роль наставника заключается в постоянном контакте со своими подопечными, помощи в поиске правильного решения, если они зашли в тупик. Очень важно, чтобы они работали сами, потому что мы хотим, чтобы ребята научились самостоятельно принимать решения и предпринимать определённые шаги для осуществления поставленной цели, а не копировать наши действия», — отметил Денис Прокопенко.

В подготовке материала участвовала команда студентов и наставников института № 1 «Авиационная техника» МАИ.

70лет

Тест

На сайте МАИ можно разместить свое объявление, новость или анонсировать свое мероприятие

Предложить новость