Как стать чемпионом мира по авиамоделизму: личный опыт студента МАИ

12 февраля 2020

На проходившем с 15 по 21 октября 2019 года в Китае чемпионате мира JWM (Jet World Masters) в классе реактивных моделей-копий первое место в классе до 20 кг занял студент 1-го курса института № 1 «Авиационная техника» Московского авиационного института Василий Эйхнер. Помимо Василия, ещё три спортсмена (Виталий Робертус, Павел Лапшов, Алексей Сидоров), подготовленные клубом «Русджет» для национальной сборной, — маёвцы. Все они заняли первые и вторые места на пьедестале в личном зачёте соревнований. Редакция mai.ru пообщалась с самым молодым участником команды победителей и узнала у Василия о его обучении в альма-матер, победе на чемпионате и дальнейших профессиональных планах.

— С чем было связано решение поступить в МАИ?

— Так как моё увлечение имеет некоторое отношение к авиации, я ещё со школы думал, что, скорее всего, пойду учиться в МАИ. За год до окончания школы я посетил День открытых дверей в университете, но окончательное решение принял, только когда пришёл подавать документы. А ещё, наверное, отчасти повлияло то, что МАИ окончил мой папа: он учился в институте № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки».

— Ты учишься в МАИ по целевому набору?

— Да, я учусь по специальности «Самолёто- и вертолётостроение» по целевому набору от РВПК «ПАО «Роствертол». О возможности целевого обучения в МАИ мне рассказал мой знакомый со «Станции юных техников», где я занимаюсь в авиамодельном кружке — он сам прошёл этот путь и уже успешно окончил МАИ.

— Расскажи, как ты пришёл в авиамодельный спорт?

— Авиамодельным спортом меня увлёк мой отец, который сам начал заниматься этим с детства. Сначала он просто брал меня с собой, а когда мне было примерно лет 5, он впервые предложил мне полетать самому. Попытка оказалась неудачной — я буквально сразу же разбил модель. Однако это меня не остановило. Именно как спортом я начал заниматься авиамоделированием где-то лет в семь. Сначала это были тренировки по дальнему пилотажу класса F3P, которые проходили в крытых спортивных залах. Это были небольшие самолёты с размахом крыльев около метра. Они очень лёгкие, так как сделаны из пенопласта. Спустя несколько лет же я впервые выступил на соревнованиях за первенство области в юношеской квалификации. А где-то через 2–3 года после этого я начал летать «по-взрослому»: на серьёзных моделях большего размера.

— Как, по твоему мнению, обучение в МАИ будет способствовать развитию твоего увлечения авиамодельным спортом?

— Во-первых, я смогу получить глубокие знания в инженерной авиационной области. Во-вторых, благодаря целевому набору и получению образования в области вертолётостроения, я смогу наконец-то попробовать заняться моделями вертолётов.

— Когда произошла твоя первая значимая победа на соревнованиях?

— Это был мой третий чемпионат России по радиоуправляемым моделям-копиям. Я занял в нём первое место. У меня была модель Space Walker 2 — лёгкий прогулочный самолёт среднего размера, размах крыла около 2-х метров. Он до сих стоит пор у меня на полке вместе с остальными, которые уцелели после соревнований или не были проданы.

Чемпион мира в классе до 13,5 кг и тренер команды ЧМ JWM Павел Лапшов:

Я считаю, что у Василия большой потенциал в авиамодельном спорте. Это талантливый пилот, который, несмотря на свой юный возраст, успел уже не раз доказать своё лидерство на различных чемпионатах. Помимо целеустремлённости, Василий обладает особенно ценным качеством, которого не хватает многим авиамоделистам — умением сохранять спокойствие и рассудительность в стрессовых ситуациях. Я как выпускник факультета № 1 МАИ (сейчас — институт — ред.) высоко оцениваю его выбор в плане высшего образования. Потому что МАИ — это своего рода трамплин для тех, кто хочет связать свою жизнь не только с авиацией, но и со смежной сферой, к которой можно отнести и авиамоделизм.

— Расскажи поподробнее про чемпионат JWM, который принёс тебе звание чемпиона мира?

— Этот чемпионат проводится с 1995 года и является одним из самых престижных соревнований по авиамодельному спорту во всём мире. Российские пилоты участвуют в нём с 2003 года. Итоговая оценка складывается из двух составляющих: 50 % дают набранные очки за пилотажную программу и 50 % — стендовая оценка (уровень схожести самолёта с прототипом). На этом соревновании я выступал с моделью Як-130.

— Какие сложности были на соревновании?

— На соревнованиях были проблемы с «загрязнённостью» радиоэфира, которые так или иначе коснулись всех. Из-за потери сигнала у участников разбилось несколько моделей. Были даже предложения остановить чемпионат. У нас по той же причине сильно повредилась одна из моделей при аварийной посадке.

А ещё на международных соревнованиях мы замечаем печальную тенденцию смещения акцента в оценивании. С каждым годом комиссия всё меньше внимания уделяет детализации моделей, и всё больше — окраске и маркировке. По уровню детализации наши модели не имеют аналогов, а вот по цветовой гамме до сих пор преобладал «серый».

— Как происходит процесс демонстрации модели?

— Самолёт совершает полёт, в рамках которого выполняет определённую программу, состоящую из нескольких элементов пилотажа. Все эти элементы прописаны в правилах. Но главное — модели делают только те фигуры, которые выполняют их прототипы.

— Какую самую сложную фигуру выполняла твоя модель?

— Кубинскую восьмёрку.

— Были ли достойные соперники? Насколько я знаю, одним из лидеров является немецкая команда, верно?

— Германия — страна, где авиамоделизм уже давно является очень популярным хобби, там находится большая часть производителей наборов деталей для авиамоделей. Поэтому немецкая команда изначально была самой сильной. Они всегда получают заслуженные наивысшие оценки по полёту. Но их слабое место — в средней детализации, так как свои модели делают из готовых наборов. Поэтому мы и смогли обогнать их по очкам.

— Почему для чемпионата мира ты выбрал именно модель Як-130?

— Во-первых, потому что Як-130 по своим габаритам — это не очень крупный самолёт, и его модель можно хорошо масштабировать и, следовательно, детализировать. Моя модель сделана в масштабе 1:4, размах крыла 2,46 метра. Другие самолёты нашей команды были сделаны в соотношении 1:5.

Во-вторых, потому что я смог получить доступ к прототипу. Без этого вы невозможно сделать качественную детализацию. Например, только одних фотографий Як-130 мы сделали порядка 7 тысяч. Съёмку мы делали на стоянке, а ОКБ им. А. С. Яковлева дало нам некоторые чертежи.

— Как ты изготавливаешь свои модели?

— Детали делаем сами, красим тоже сами, а вот компоненты (двигатели, аппаратура) приобретаем уже в готовом виде в Германии или Японии. Просто для создания реактивных двигателей нужна более продвинутая техническая база, чем та, которой мы обладаем.

— Какие дальнейшие спортивные планы ставишь перед собой?

— В 2021 году я буду участвовать в чемпионате мира по реактивным моделям в Австрии.

В этот день было

Выведен на орбиту космический аппарат «Космос-2397»
Состоялся первый полет амфибии Бе-103
На самолет Ил-114 получен сертификат МАК