Ректор МАИ рассказал об использовании ИИ в аэрокосмическом секторе

20 ноября 2019
Ректор МАИ рассказал об использовании ИИ в аэрокосмическом секторе

В аэрокосмической индустрии всё более широкое применение находят системы на основе искусственного интеллекта. Без них невозможны обработка больших объёмов данных, современная инженерная деятельность и эффективная цифровая экономика. Об этом шла речь на пленарной сессии в рамках VI Международной недели аэрокосмических технологий Aerospace Science Week (ASW), которая проходит в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете). Корреспондент «МК» выслушал аргументы сторонников цифровой трансформации и четвёртой промышленной революции.

Как сказал ректор МАИ академик РАН Михаил Погосян, экономика данных и цифровизация создают совершенно новую индустриальную среду и меняют характер деятельности инженера.

«Если вчера большая часть работы инженера была связана со сбором информации, то на сегодняшний день творческая составляющая приобретает все большее и большее значение», — сказал ректор МАИ, который в своё время возглавлял КБ имени Сухого, где были созданы, в частности, истребитель Су-35С поколения «4++», самолёт 5-го поколения Су-57 и гражданский «Сухой Суперджет».

По словам Михаила Аслановича, использование искусственного интеллекта может существенно повысить эффективность инженерного труда, сократить сроки и снизить риски при реализации инновационных проектов.

Ректор МАИ привёл данные опросов ведущих экспертов и руководителей крупных корпораций. Абсолютное большинство уверено в том, что системы искусственного интеллекта начнут работать бок о бок с сотрудниками в течение ближайших нескольких лет. В течение следующих двух лет значительно вырастут объёмы данных, которыми обмениваются крупные деловые партнёры.

«А управлять большими данными без использования искусственного интеллекта практически невозможно», — сказал ректор.

Одно из применений систем искусственного интеллекта — математическое моделирование. Оно используется при разработке сложной авиатехники и может радикально сократить объёмы физических испытаний.

Отвечая на вопрос «МК», Михаил Погосян отметил, что элементы искусственного интеллекта используются в системах управления боевой авиационной техники, в том числе в самолётах Су-35С, Су-57.

«В своё время была достаточно большая дискуссия с заказчиком (ВВС России. — «МК») — одноместным должен быть самолёт или двухместным, — рассказал Михаил Погосян. — Мы убедили заказчика, что большой объём обработки информации, анализа и выдачи лётчику только самой необходимой информации способен делать компьютер. И мы доказали, что у нас будет электронный «второй пилот». Так что и Су-35С, и Су-57 — это одноместные машины. Несмотря на то, что авиационные комплексы поколения «4++» различных модификаций, например, Су-30, Су-34 — это двухместные самолёты».

По словам ректора МАИ, тренд в боевой авиации — это беспилотные летательные аппараты.

«Мы активно занимаемся развитием этого направления, — сказал Михаил Погосян. — Оно касается самого широкого спектра задач, и не только в области военной техники, но и, безусловно, развития услуг с помощью беспилотных летательных аппаратов в гражданской сфере. Тренд очень явный, и мы будем очень быстро двигаться по внедрению этой технологии».

Он сообщил, что лаборатории и центры компетенций МАИ работают над целым рядом проектов.

«Не только проектируем сами беспилотные аппараты, но проектируем услуги, которые позволят эффективнее решать задачи с использованием беспилотных летательных аппаратов», — рассказал ректор.

Он сообщил, что в университете, в частности, создаётся центр компетенций в области роботизации современных производств.

«Я считаю, что искусственный интеллект будет проникать во все сферы деятельности, — сказал Погосян. — Математическое моделирование — это в определённой степени элемент искусственного интеллекта, роботизированное производство — тоже. Это не просто механические операции, которыми управляет оператор. Машина сама будет определять траекторию, оптимизировать режимы своей работы, контролировать качество. Это совершенно другой уровень».

В свою очередь, принявшие участие в работе пленарной сессии по искусственному интеллекту представитель Института системного программирования РАН Сергей Стрижаль и представитель космического двигателестроительного холдинга «Энергомаш» Пётр Лёвочкин назвали и другие сферы применения самообучающихся вычислительных систем и искусственных нейронных сетей.

В частности, по словам Петра Лёвочкина, актуальной задачей ракетно-космической отрасли является создание многоразовой системы выведения. При этом перед инженером будет стоять непростая задача: на основании каких данных он будет решать, что возможно повторное использование тех или иных ступеней носителя. Для решения этой задачи необходимы возможности искусственного интеллекта.

Московский Комсомолец

На сайте МАИ можно разместить свое объявление, новость или анонсировать свое мероприятие

Предложить новость