Ректор МАИ рассказал об использовании ИИ в аэрокосмическом секторе

20 ноября 2019
Ректор МАИ рассказал об использовании ИИ в аэрокосмическом секторе

В аэрокосмической индустрии всё более широкое применение находят системы на основе искусственного интеллекта. Без них невозможны обработка больших объёмов данных, современная инженерная деятельность и эффективная цифровая экономика. Об этом шла речь на пленарной сессии в рамках VI Международной недели аэрокосмических технологий Aerospace Science Week (ASW), которая проходит в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете). Корреспондент «МК» выслушал аргументы сторонников цифровой трансформации и четвёртой промышленной революции.

Как сказал ректор МАИ академик РАН Михаил Погосян, экономика данных и цифровизация создают совершенно новую индустриальную среду и меняют характер деятельности инженера.

«Если вчера большая часть работы инженера была связана со сбором информации, то на сегодняшний день творческая составляющая приобретает все большее и большее значение», — сказал ректор МАИ, который в своё время возглавлял КБ имени Сухого, где были созданы, в частности, истребитель Су-35С поколения «4++», самолёт 5-го поколения Су-57 и гражданский «Сухой Суперджет».

По словам Михаила Аслановича, использование искусственного интеллекта может существенно повысить эффективность инженерного труда, сократить сроки и снизить риски при реализации инновационных проектов.

Ректор МАИ привёл данные опросов ведущих экспертов и руководителей крупных корпораций. Абсолютное большинство уверено в том, что системы искусственного интеллекта начнут работать бок о бок с сотрудниками в течение ближайших нескольких лет. В течение следующих двух лет значительно вырастут объёмы данных, которыми обмениваются крупные деловые партнёры.

«А управлять большими данными без использования искусственного интеллекта практически невозможно», — сказал ректор.

Одно из применений систем искусственного интеллекта — математическое моделирование. Оно используется при разработке сложной авиатехники и может радикально сократить объёмы физических испытаний.

Отвечая на вопрос «МК», Михаил Погосян отметил, что элементы искусственного интеллекта используются в системах управления боевой авиационной техники, в том числе в самолётах Су-35С, Су-57.

«В своё время была достаточно большая дискуссия с заказчиком (ВВС России. — «МК») — одноместным должен быть самолёт или двухместным, — рассказал Михаил Погосян. — Мы убедили заказчика, что большой объём обработки информации, анализа и выдачи лётчику только самой необходимой информации способен делать компьютер. И мы доказали, что у нас будет электронный «второй пилот». Так что и Су-35С, и Су-57 — это одноместные машины. Несмотря на то, что авиационные комплексы поколения «4++» различных модификаций, например, Су-30, Су-34 — это двухместные самолёты».

По словам ректора МАИ, тренд в боевой авиации — это беспилотные летательные аппараты.

«Мы активно занимаемся развитием этого направления, — сказал Михаил Погосян. — Оно касается самого широкого спектра задач, и не только в области военной техники, но и, безусловно, развития услуг с помощью беспилотных летательных аппаратов в гражданской сфере. Тренд очень явный, и мы будем очень быстро двигаться по внедрению этой технологии».

Он сообщил, что лаборатории и центры компетенций МАИ работают над целым рядом проектов.

«Не только проектируем сами беспилотные аппараты, но проектируем услуги, которые позволят эффективнее решать задачи с использованием беспилотных летательных аппаратов», — рассказал ректор.

Он сообщил, что в университете, в частности, создаётся центр компетенций в области роботизации современных производств.

«Я считаю, что искусственный интеллект будет проникать во все сферы деятельности, — сказал Погосян. — Математическое моделирование — это в определённой степени элемент искусственного интеллекта, роботизированное производство — тоже. Это не просто механические операции, которыми управляет оператор. Машина сама будет определять траекторию, оптимизировать режимы своей работы, контролировать качество. Это совершенно другой уровень».

В свою очередь, принявшие участие в работе пленарной сессии по искусственному интеллекту представитель Института системного программирования РАН Сергей Стрижаль и представитель космического двигателестроительного холдинга «Энергомаш» Пётр Лёвочкин назвали и другие сферы применения самообучающихся вычислительных систем и искусственных нейронных сетей.

В частности, по словам Петра Лёвочкина, актуальной задачей ракетно-космической отрасли является создание многоразовой системы выведения. При этом перед инженером будет стоять непростая задача: на основании каких данных он будет решать, что возможно повторное использование тех или иных ступеней носителя. Для решения этой задачи необходимы возможности искусственного интеллекта.

В этот день было

Первый полет МиГ-21-93
Первый серийный Як-18Т
Первый полет многоцелевого вертолета Ка-26

На сайте МАИ можно разместить своё объявление или новость