Самолёт — не роскошь: как маёвец популяризирует малую авиацию

28 февраля 2019

В обществе бытует мнение, что частная авиация — это слишком дорого, а полёты «для души» относят к области зарубежной фантастики. С такими стереотипами не согласен Андрей Шепеляев-младший, выпускник факультета № 1 «Авиационная техника» Московского авиационного института. На своём YouTube-канале «kudri fm» Андрей показывает и рассказывает, как частная авиация может войти в жизнь каждого.

— Я создал этот канал для популяризации частной авиации, — поясняет маёвец. — Когда люди слышат, что я еду на аэродром, представляют это так: огромные ангары, бизнес-джет, стюардессы. Такие стереотипы существуют только в нашей стране. Во всем мире даже домохозяйки знают, что можно арендовать или купить планер или самолёт, это в порядке вещей. Но в Советском Союзе не было понятия «свой самолёт», частная авиация не была распространена. Поэтому и привыкли думать, что либо ты военный и летаешь на боингах, либо олигарх. Поэтому я хочу рассказывать людям, что есть частная авиация, а самолёт можно использовать как транспорт. Это не экзотика, это не «покатать девушку», это средство передвижения. Полёты вовсе не для избранных.

Все видеоролики на канале Андрея и правда очень практичны: он рассказывает о том, как стать пилотом, где найти самолёт по цене автомобиля, какие документы нужны для поступления в авиашколу, сколько стоит содержать самолёт, что такое частные аэродромы и кто на них летает. Рассказывает он обо всем красочно, даже о строении двигателя, что обеспечивает Андрею внимание аудитории.

Целеустремленный романтик

Небом Андрей болен с детства, и судьба его решилась в самом юном возрасте.

— Я в МАИ мечтал с 5 класса поступить. Однажды гулял по Алуште, рядом с маёвской базой отдыха, — вспоминает он. — Узнал, что в этом институте самолёты строят и заинтересовался. Я тогда в авиамодельный кружок ходил. Правда, сразу поступить в московский вуз не удалось. Сначала предстоял год учёбы в Харьковском авиационном институте.

Но потом появилась возможность, и Андрей отправился в Москву за мечтой. И если раньше он создавал авиамодели, занимал первые места в чемпионатах, то в Москве начал летать — уже сам. Сначала на планерах.

— Планеризм — это отдельная тема, — поясняет Андрей. — Планер — это романтика, как парусная яхта.

Так вышло, что для завершения обучения и получения планерного пилотского удостоверения денег не хватало. Многие бы и сдались. Но не Андрей. Он нашёл неординарное, но действенное решение — пошёл работать техником. Заключил договор с владельцем аэроклуба: за ремонт и обслуживание планеров под руководством опытного коллеги Андрей получал возможность бесплатных полётов. За два года такого «бартера» будущий пилот не только набрался опыта, ремонтируя самолёты и планеры (чему, кстати, помогало и обучение в МАИ, где он учился на конструктора), но и смог налетать необходимые часы и получить заветное планерное пилотское. Время это всплывает в памяти радостными образами.

— Я полгода жил на аэродроме недалеко от Москвы. На пары ездил с аэродрома — вставал в шесть утра, до трёх в институте, а потом ехал обратно. Аэродром — магическое место, — улыбается Андрей. — У всех аэродромов своя аура. Возвращаясь к стереотипам: люди часто не видят разницу между аэродромом и аэропортом. Частный аэродром — это что-то вроде гаражного кооператива. Есть взлётная полоса — это то, что объединяет всех, а также есть участники кооператива: у кого-то свой ангар, у кого-то несколько или просто стоянка на улице.

Однако в планах у маёвца было и покорение самолёта. Из материальных активов у студента была лишь старая машина, на которой он ездил на аэродром и учиться. Денег она съедала немало, особенно на ремонте. Андрею помог отец — добавил денег на нормальную машину.

— Через месяц звонит мне, спрашивает, что купил. «Пап, такое дело, — отвечаю, — я пошёл на пилота учиться, права получать на частный самолёт», — вспоминает Андрей. — «Ну, молодец», — ответил мне он. Так что я машину променял на пилотское.

Об этом решении Андрей не жалеет и называет полученную лицензию своим активом. В мечтах казалось, что как только у него появится лицензия пилота, то друзья и знакомые, у которых были самолёты, охотно дадут ему практиковаться. В жизни всё оказалось иначе: три месяца ушло на то, чтобы получить пилотское, но после ещё нужно было найти машину для полётов.

— Понять людей тоже можно: самолёты — предмет обожания, — поясняет Андрей. — И полгода я вообще не летал, уже думал, зачем получал пилотское. Но благодаря своему YouTube-каналу мне удалось завести новые знакомства в этой сфере, сначала мне разрешили брать самолёты полетать, а сейчас двое ребят дали мне машины в доверительное пользование. Пока своего самолёта у меня нет.

Первым делом — самолёты

Андрей хотел бы создавать яркие видеоролики, чтобы люди смотрели, увлекались, но при этом получали и необходимые знания. Идей для съёмок много, автор ими кипит, в планах один проект сменяет другой.

— Есть идея ролика: взять геймера, посадить за авиационный тренажёр, чтобы он 20 часов погонял, а потом вместе с инструктором посадить в самолёт. Сможет ли он запустить его, взлететь? Была идея гонки самолёта с машиной — из Волгограда в Саратов. От монумента Родины-матери до центра Саратова, — перечисляет Андрей. — Я хочу, чтобы людям, далеким от авиации, было интересно, чтобы они увлекались, открывали для себя этот мир. И при этом давать им важную информацию. К примеру, допустим, на машине мы потратили 50 литров, 4 часа, а на самолёте — 40 литров, 2 часа. Выгода. А стоит самолёт также, как эта машина, или даже дешевле.

В планах также большой перелет по югу России.

— Изначально хотелось сделать круг по стране, но в северной её части нет инфраструктуры, топливо надо вертолётами или кораблями завозить. Так что пока я решил сократить маршрут, пролететь только по югу, по крупным городам. Планирую два видеопроекта. Один, посвящённый каждому городу, в котором мы будем останавливаться. А второй — отдельный фильм на 1,5-2 часа. Показать полностью, как мы летали. Какие проблемы были, как нас встречали, что мы делали.

Далее в планах — полёты по Европе, Азии и даже — кругосветное путешествие. И всё это — не только ради лайков и азарта приключений:

— Мы хотим показать возможности, которые открывает малая авиация! Что можно всю Россию облететь на самолёте и потратить на это небольшие деньги! Или Золотое кольцо пролететь за два дня с остановками в каждом городе. За день можно в трёх городах побывать.

По ту сторону камеры

«Если у вас есть идея, которую вы хотите продвинуть — только YouTube», — считает Андрей. По его мнению, аудитория там открытая, увлекающаяся. Главное, чтобы был хороший интересный контент, качественные ролики. Снимать такие, конечно, непросто.

— Изначально я сам все ролики монтировал, потом решил повысить их качество, — так Андрей принял решение отдать производство видео на аутсорс. — Мне помогает дипломированный режиссёр Миша, работает по-дружески. Он нашёл мне монтажёра, оператора, хотя иногда и сам берёт камеру. Оператор у нас здесь, в Москве, а монтажёр вообще в Питере. Есть из Казахстана мальчик на примете. Я хочу на курсы пойти тоже, чтобы понимать, иметь возможность подснять, хочу больше узнать о монтаже.

Сложившаяся команда уже хорошо разбирается в авиационных съёмках. Знает тонкости, которые приходят только с опытом.

— Есть хитрость, как устанавливать камеры на самолёте, — приводит пример Андрей. — У меня за это время камер улетело столько... Крепишь камеру снаружи самолёта, прилетел — камеры нет. Теперь знаем, как и что. И оборудования за два года набралось уже больше чемодана. Что-то помогали купить подписчики. Сейчас собираем на коптер, нужна нормальная камера.

На момент интервью у канала было более двадцати трёх тысяч подписчиков (но их количество неуклонно растёт). Видео просматривают от сорока до свыше двухсот тысяч человек. И есть отклик.

— Люди пишут, звонят, благодарят. За год канал вырос с семисот подписчиков до двадцати тысяч с небольшим. После просмотров пошли учиться в действующие частные авиашколы одиннадцать человек; трое в процессе покупки самолёта, один уже купил самолёт, — приводит данные популяризатор полётов. — И это только те люди, которые сами написали. Я уже не говорю о сотне людей, познакомившихся с небом, полётами, которые начали считать авиацию более доступной. Изначально цель канала была в популяризации полёта, и раз идет такой отклик, значит, всё получается. И я готов дальше работать, чтобы люди смотрели, вдохновлялись и приходили на аэродромы. Ведь пока не попробуешь, то не знаешь, насколько это круто. Я ещё не видел людей, уезжающих с аэродрома несчастливыми, даже если они не летали. Даже если нет денег полетать, то просто поезжайте на аэродром, посмотрите. Это отдельный мир.

Коллег по видеоблогам, посвящённым малой авиации, у Андрея не так много, большинство — зарубежные. Самый большой канал, посвящённый лишь малой авиации, — «FlightChops». У него более двухсот тысяч подписчиков. Однако, как подчеркивает автор «kudri fm», не стоит думать, словно мы взяли нечто из-за океана и скопировали к нам, наоборот — есть чему поучиться остальным видеоблогерам-пилотам у России.

«Россия без малой авиации — никуда»

В том, что у частной авиации большое будущее в нашей стране, сомнений нет. По крайней мере, у Андрея.

— Вместо того, чтобы постоянно строить дороги, можно использовать воздушные пути. На Аляске вся инфраструктура — на малой авиации. В 1937 году частных самолётов там было больше зарегистрировано, чем машин, — приводит данные видоблоггер — Там даже барашков перевозит Cessna. Инфраструктура для частных самолётов нужна небольшая — полоса триста метров, в сущности, и всё. Многие думают, что и обучаться в частных школах нельзя. Нужно в училище, в казармы. Но это предрассудки.

Андрей уверен, что как только пилотов-частников станет больше, ситуация изменится. Благодаря его проекту люди уже сейчас открывают для себя небо, чтобы свой самолёт стал таким же обыденным приобретением как машина.

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»