Самые интересные экспонаты павильона «Космос», созданные при участии МАИ

12 апреля 2018
Самые интересные экспонаты павильона «Космос», созданные при участии МАИ
В павильоне № 34 «Космос» на ВДНХ сегодня, 12 апреля, открылся центр «Космонавтика и авиация». Среди самых интересных экспонатов центра — две уникальные разработки, реализованные при участии создателя «Аэрокосмического» факультета МАИ, одного из основоположников советской практической космонавтики, Василия Павловича Мишиным.

Ракета-носитель Н-1

Это разработка королёвского КБ, которое сейчас называется «Энергия». В 1962 году Королёв придумал создать программу облета Луны. Потом подсчитали, что для этого потребуется пять стыковок, а это очень сложно: вдруг хотя бы одна не получится? И тогда мы решили делать суперракету Н-1, то есть ракету с огромной грузоподъёмностью.

Королёв решил взять количеством: разместить на первой ступени лунной суперракеты 30 двигателей. Грузоподъемность у нее была 95 тонн. Для неё были построены стартовые комплексы, проведены четыре испытательных пуска, причем первый ещё в 1969 году, до высадки американцев на Луне.

После смерти Сергея Павловича Королёва работы над созданием советской ракеты-носителя сверхтяжёлого класса возглавил маёвец Василий Павлович Мишин.

К сожалению, все четыре испытательных запуска Н-1 были неудачными на этапе работы первой ступени. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа была фактически закрыта до достижения целевого результата, а несколько позже — в 1976 году — также официально закрыты и работы по Н-1.

Вся пилотируемая лунная программа, включая носитель Н-1, была строго засекречена и стала достоянием общественности только в 1989 году.

Двигатели НК-33 и НК-43

Это как раз те самые двигатели, которые Королёв хотели поставить на суперракету. Сначала они назывались НК-15 сокращенно от «Николай Кузнецов» — это конструктор самарского КБ, где их разрабатывали.

Уже после смерти Королёва, после четырех неудачных пусков лунной ракеты, Мишин велел переделать проект, сделать двигатели более надежными. И в том же КБ Кузнецова сделали более надёжные модификации — НК-33 и НК-43. Их успели проверить, испытать, но программу закрыли, и двигатели оказались не востребованы. Следующие 40 лет двигатели были законсервированы, но сейчас их периодически открывают, проверяют и включают.

В этот день было

В ноябре в НПП «Аэросила» создана ВСУ ТА-12
Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР А.Л.Колосов
Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.А.Дыров