Михаил Погосян: «Студенты должны учиться мыслить, а не зубрить»

16 июня 2016
Михаил Погосян: «Студенты должны учиться мыслить, а не зубрить»

Московский авиационный институт вошёл в число 11 победителей конкурса университетов Национальной технологической инициативы, который в марте-апреле 2016 года провели Агентство стратегических инициатив и Российская венчурная компания.

Проектная команда МАИ представила свои идеи на «Форсайт-флоте 2016» и приняла участие в формировании университетской «дорожной карты» НТИ. Программа направлена на достижение лидирующих позиций МАИ как ведущего образовательного и научно-исследовательского центра авиационно-космической и смежных высокотехнологичных отраслей не только в России, но и в мире.

О том, как должен развиваться университет в рамках Национальной технологической инициативы, рассказал Агентству стратегических инициатив автор программы, заведующий кафедрой «Проектирование самолётов» академик Михаил Погосян.

— Михаил Асланович, поиск и развитие талантов как кадровой основы будущих компаний-чемпионов НТИ на глобальных рынках является критически важным для успеха НТИ. Как вы видите связку МАИ как поставщика талантливых инженеров с технологическими компаниями?

— По моему мнению, МАИ должен развиваться как инновационный центр, который объединяет образовательные процессы, обеспечивающие отбор талантов и подготовку специалистов для промышленных и технологических организаций, а также научно-исследовательское и предпринимательское направления деятельности. Студенты, аспиранты и молодые учёные должны принимать активное участие в выполнении реальных исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в интересах ключевых заказчиков и с использованием передового оборудования и программного обеспечения. Именно такой я вижу концепцию подготовки новых инженеров, обладающих лидерскими компетенциями, для компаний НТИ.

— В НТИ роль университетов определена в двух направлениях: университет как генератор и аккумулятор прорывных технологий и университет как среда для развития и поддержки талантливых инженерных команд. Как вы видите реализацию этих двух направлений в МАИ на ближайшие 4 года?

— Я считаю, что создание новых технологий, продуктов и поддержка талантов — два неразрывно связанных друг с другом процесса в деятельности университета. Сегодня невозможно раскрыть таланты без предметной области, использующей передовые технологии. И наоборот, нельзя получить прорывные технологии и разработки без талантливых исследователей и инженеров. В Московском авиационном институте, на мой взгляд, фундаментом обоих направлений являются базовые инженерные компетенции вуза в общем проектировании, математическом моделировании, системах управления, двигателестроении, авионики, управлении жизненным циклом изделий, IT и других областях. На этой основе МАИ как комплексный университет должен развивать творческую среду для решения задач, возникающих из технологических трендов, например, в области искусственного интеллекта, новых производственных технологий, робототехнических технологий и других.

— Вы много лет проработали заведующим кафедрой «Проектирование самолётов» МАИ. Как Вы считаете, готов ли сегодня университет собирать, выращивать и выпускать команды для технологических компаний?

— Думаю, что готов, и в МАИ есть все предпосылки для этого. Необходимо приблизить университет к самым динамичным компаниям бизнеса, заинтересованным в своем технологическом развитии, и совместно ставить амбициозные технологические задачи. Но при этом университет должен стать и генератором идей долгосрочного развития рынков профильных для него продукции и технологий и, по сути, работая на опережение, формировать к компаниям предложения будущих продуктов и сервисов

— На Ваш взгляд, что необходимо перестроить в образовательном процессе МАИ?

— Считаю, что необходимо не только творчески развивать технические направления подготовки, но и внедрять новые процессы в образовании. Актуализация учебных программ, новые роли преподавателей, внедрение онлайн форм, игровых моделей обучения и симуляторов и многое другое легло в основу программы стратегического развития МАИ. В рамках её реализации предусмотрена организация подготовки кадров, обладающих технологическими, организационными и бизнес-компетенциями — лидеров высокотехнологичных отраслей. Отдельно я бы отметил и расширение границ вузовского образования. Во-первых, начинать работу с талантами необходимо, начиная со средней школы. Во-вторых, в современном мире люди с помощью дополнительного образования учатся в течение всей своей жизни. И в обоих случаях я вижу роль университета в качестве системы развития компетенций человека, а также поддержки и сопровождения его карьерной траектории.

— Одно из направлений, которое сейчас активно развивается в МАИ — поддержка технологического предпринимательства, а именно создание и поддержка стартапов на базе разработок студентов. Как Вы оцениваете потенциал создания технологических стартапов в настоящее время и каким видите дальнейшее развитие этого потенциала?

— Безусловно, сегодня это важное направление. Уверен, что такую практику нужно глубже встраивать в процесс подготовки кадров. Сейчас технологическое предпринимательство в вузах является по сути имиджевым факультативом. А должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Ведь работа над собственным, пусть и очень маленьким стартапом даст существенно больший вклад в развитие таких базовых профессиональных компетенций как рыночный и технологический анализ, публичные защиты собственных проектов. Дополнительно это позволит на практических примерах ознакомиться и с законами коммерциализации собственного интеллектуального капитала.

— На каких рынках НТИ будут, по Вашему мнению, востребованы выпускники МАИ?

— Деятельность МАИ в основном направлена на развитие рынков НТИ AeroNet, TechNet и EnergyNet. Для этого в качестве приоритетных направлений вуза выбраны авиационные, ракетно-космические, энергетические и информационно-телекоммуникационные системы, новые материалы и производственные технологии, а также диверсификация применения технологий аэрокосмического комплекса. Но при этом я прекрасно понимаю, что наиболее прорывные идеи рождаются на стыке дисциплин, поэтому уверен, что выпускники МАИ будут хорошо дополнять творческие коллективы любых технологических компаний.

Справка: на конкурсный отбор проектов и проектных команд по развитию университетов в рамках реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) было подано 148 заявок, в финал вышли 30 команд. Победителями стали команды БФУ им. Канта (Калининград), Университета Иннополис (Иннополис, Республика Татарстан), МАИ, МАМИ, МИИГАиК, МФТИ (Москва), НГУ (Новосибирск), СПбГПУ, Университета ИТМО (Санкт-Петербург), ТГУ, ТУСУР (Томск). Команды университетов-победителей вошли в состав участников «Форсайт-флота 2016», где приступили к разработке и формированию «дорожной карты» направления «Университеты НТИ».

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

В этот день было

Вывод на околоземную орбиту ОС "Салют-7"
Выведена на орбиту первая отечественная орбитальная станция «Салют»
Состоялся первый полет истребителя СМ-12