Алексей Агульник прокомментировал развитие отечественного двигателестроения

4 августа 2015
Алексей Агульник прокомментировал развитие отечественного двигателестроения
Перспективные разработки в отечественном двигателестроении для военной и гражданской авиации и не только будут поддержаны дополнительными средствами в условиях импортозамещения. Об этом шла речь в ходе рабочей встречи Владимира Путина с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который курирует в правительстве оборонно-промышленный комплекс. Более того, предлагается так называемое совмещение технологий — больше двигателей при меньших затратах.

Двигатели для нового лайнера «Сухой СуперДжет», для весьма востребованного вертолета Ми-26 и специально под проект создания нового российско-китайского тяжелого вертолета можно и нужно делать в России, кадровый и технический потенциал для этого есть, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, встречаясь с Президентом.

«Мы обладаем полным циклом создания двигателей, включая собственные технологии создания двигателя, но и конструктивные материалы, программное обеспечение, микроэлектроника, физика высоких температур и многое другое. Это требует, конечно, очень больших знаний. Но, тем не менее, довольно-таки серьезно подотстали в последнее время. В 70-80-е годы у нас были работы, которые даже по своим заделам опережали западные аналоги, особенно в военном авиационном строении. Ими до сих пор пользуемся», — отметил Дмитрий Рогозин

«До сих пор пользуемся, причем не только мы, но и наши партнеры нашими двигателями», — уточнил Владимир Путин.

«Практически сейчас мы используем 30 двигателей, которые созданы были еще в те времена и в серию пошли в 90-е годы», — сказал вице-премьер.

Стратегия импортозамещения позволит направить солидные средства в конструкторские бюро и на предприятия, способные создавать всегда востребованную во всем мире технику. Тем более что отечественные разработки имеют очень хорошую репутацию — надежные, ремонтопригодные и недорогие в производстве силовые агрегаты используются и в гражданской продукции, и в военной. Дмитрий Рогозин на правах председателя коллегии Военно-промышленной комиссии, предложил оптимизировать разработку двигателей для самолетов, вертолетов и кораблей за счет совмещения технологий в кораблестроении и авиастроении.

«Мы могли бы опережающе развивать это семейство двигателей. Это сократит нам время на разработку, усилит кадровый потенциал и конечно, даст возможность нам нормально экономить деньги, так сказать, планируя производство всего нашего двигателестроения по всей линейке», — пояснил Дмитрий Рогозин.

«Да, но имеется в виду использовать средства, которые выделяются на развитие ОПК, в рамках этих ресурсов», — поинтересовался Президент.

«Это не потребует дополнительных средств. А просто потребует дополнительной организации самой работы», — сказал вице-премьер.

«И переструктурирование», — уточнил Президент.

«Совершенно верно», — согласился вице-премьер.

Одной из причин для ускорения работы по импортозамещению стал украинский кризис — на Украине до последнего времени сохранялись предприятия, с которыми у отечественной оборонки исторически была единая производственная база. Политика нынешних киевских властей состоит в том, чтобы разорвать эти связи, пусть даже и в ущерб самим себе, за счет разрушения промышленного и кадрового потенциала, в результате отказа от совместных с Россией проектов. В результате наша страна переходит на собственное производство — в Рыбинске развернуто производство газогенераторов для флота, в Санкт-Петербурге — производство двигателей для военных вертолетов семейств «Ми» и «Ка». Но «в гражданских версиях» в авиационном двигателестроении вопросы еще остаются. Выход — в новых разработках.

«У нас в работе два новых двигателя. Это ПД-14, ПДМС-21, и также двигатель военный, который мы делаем для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Была проведена уникальная работа по восстановлению компетенции производства в Самаре двигателя под Ту-160, под наш стратегический бомбардировщик К32. За счет масштабирования газогенератора по двигателям К32, то есть, тот, что мы сейчас делаем под стратегический бомбардировщик, можно делать в военно-транспортной авиации и под российско-китайский тяжелый дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Я уже китайским коллегам об этом сказал, что мы можем эту работу сделать независимо от третьих стран. И это вызвало у них достаточно серьезное отношение», — рассказал Дмитрий Рогозин.

Сотрудничество в этих вопросах с Китаем и Индией, как говорят эксперты, обещает заметное ускорение воплощения разработок в жизнь.

«Всего четыре страны в мире могут делать двигатели от начала до конца полностью — это США, Россия, Франция и Великобритания. Больше таких стран нет. Но есть моменты, в которых мы не являемся самыми передовыми разработчиками — это элементная база цифровых устройств. В этом нам могут быть хорошими партнерами Китай, Индия — страны, которые как раз эти направления очень успешно освоили. С другой стороны, Китай и Индия заинтересованы в кооперации с нами, потому что ни та, ни другая страна не в состоянии самостоятельно производить авиационные двигатели», — поясняет декан факультета двигателей летательных аппаратов МАИ Алексей Агульник.

Одним из наиболее убедительных примеров использования новейших технологий в отечественном двигателестроении можно считать разработку российского истребителя пятого поколения, известного как «Т-50», который уже не раз демонстрировали на авиасалонах.

Сюжет по ссылке

В этот день было

Проведен успешный запуск пилотируемого КК "Союз ТМА-2"
Выбран аванпроект истребителя 5-го поколения
Построен первый серийный Ил-96Т