Академик Попов. Маёвец в двух поколениях

23 апреля 2015
Академик Попов. Маёвец в двух поколениях

Судьба российского ученого-машиностроителя Гарри Попова неразрывно связана с Московским авиационным институтом (национальным исследовательским университетом), отмечающим в этом году 85-летие. Доктор технических наук, академик РАН Гарри Алексеевич больше полувека занимается научно-исследовательской деятельностью на базе МАИ.

«Мой отец был одним из первых выпускников, он окончил МАИ ещё в 1930 году, — рассказывает ученый. — Папа работал в Центральном институте моторостроения и в Академии Жуковского. Его выбор оказал влияние на меня. Я тоже поступил в МАИ, стал продолжателем династии, можно сказать. Конечно, когда мы поступали, условия были совершенно другими: конкурс был гораздо больше — семь человек на место. Когда я оканчивал школу в Латвии, выпускники не знали кто такой репетитор. Во всем Советском Союзе у нас была одна программа, мы все были равны, и уровень знаний был очень высоким. Участь в институте, студенты ходили на предприятия, работали по специальности в промышленности. Весной 1959 года я защитился и скоро вернулся в родной вуз работать, и от уже 55 лет я тружусь в этих стенах».

Сейчас Гарри Попов является директором — главным конструктором научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики, входящего в структуру МАИ. «Московский авиационный институт — уникальное заведение, — уверен Гарри Алексеевич. — Это и вуз, который осуществляет учебный процесс, и исследовательский институт, занимающийся опытно-конструктивными разработками. Сейчас у многих студентов, к сожалению, работа не связана с будущей специальностью. Хотя в последние годы практика начинает возрождаться, по крайне мере у нас студенты и аспиранты и учатся, и работают с большой охотой. Мы не только заключаем с молодыми специалистами контракты, но и всячески поощряем их — стараемся отправлять на международные конференции, на экскурсии по крупным фирмам и предприятиям. Работа у нас очень интересная! Мы одни из первых стали создавать электрические ракетные двигатели, необходимые для работы в космосе». По словам академика, недавно двигатели, разработанные группой ученых института совместно с не несколькими конструкторскими организациями, были использованы при запуске двух спутников.

Несмотря на торжества, приуроченные к юбилею МАИ, расслабляться времени нет — работа в НИИ кипит. Но для добрых слов в адрес альма-матер Гарри Алексеевич всегда найдет время. «Хочется пожелать МАИ еще больших успехов и процветания, — признается академик. — Процветания как в учебе, так и в науке. У нас для этого все есть: и выдающиеся преподаватели, и уникальная экспериментальная база, признанная одной из лучших в стране. Конечно, хочется, что бы приходило больше молодых ребят, что бы все они благополучно оканчивали институт и работали по специальности. А еще — чтобы отечественная промышленность встала на ноги и мы всегда оставались первыми в небе и продолжали осваивать мирный космос».

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров