«Космический» трамвай от выпускника Аэрокосмического факультета МАИ М. Кузина

12 февраля 2015
«Космический» трамвай от выпускника Аэрокосмического факультета МАИ М. Кузина

Не так давно в городе Екатеринбурге широкой публике был представлен трамвай RussiaOne с поистине космическим дизайном. Стильный чёрный транспорт, созданный «Уралвагонзаводом», планируют запустить в серийное производство в следующем году. А пока что газета «От винта» взяла интервью у Максима Кузина, выпускника МАИ, руководителя проекта и главного инженера этого «звездолёта».

«От винта»: Как получилось, что выпускник МАИ начал заниматься трамваями?

Максим Кузин: Трамваями я, собственно, и не думал заниматься, как и вообще каким-то транспортом. Сначала я занимался бизнесом, рекламным агентством. А потом надоело. Захотелось делать реальные вещи. Но самолёт или ракету сразу не подступишься делать, надо пройти долгий путь с самого низа. Трамвай — это проект попроще. А дальше, конечно, самолёты и ракеты.

«ОВ»: Как знания, полученные в университете, помогли в ходе разработки RussiaOne?

М.К.: Конечно, я очень рад тому, что пошёл учиться именно в МАИ. Самое главное — в МАИ учат крутиться, вертеться, в любом случае находить решение. Но если ты не хочешь учиться, ты и не научишься. Я много лет нанимаю людей на работу, и из МАИ приходят с наиболее «живым» умом.

«ОВ»: Где черпали вдохновение, разрабатывая футуристический дизайн трамвая?

М.К.: И вовсе не в космосе. В основе дизайна — уральский самоцвет, камень в дорогой оправе, такой черный камень в роскошной металлической оправе. Такая метафора была.

«ОВ»: Как думаете, как воспримут жители появление этого трамвая на улицах?

М.К.: Я не думаю, я знаю: очень круто воспримут. Ещё в прошлом году собирали фокус-группы разных возрастов. Реакции испуга или шока, которую я, если честно, ожидал увидеть, не было. Все отзывались только положительно. На выставке «Иннопром» в Екатеринбурге к стенду с трамваем постоянно была очередь. Нашу работу в превосходной степени оценил Крис Бэнгл, шэф-дизайнер BMW.

«ОВ»: С новым дизайном понятно. А есть ли какие-то принципиальные инновации в устройстве нового трамвая по сравнению со старыми моделями?

М.К.: Трамвай — это технически очень простая вещь, скорости маленькие, аэродинамика значения не имеет. Поэтому только комфорт для пассажиров и дизайн является тем, с чем нужно работать. Этот трамвай внутри — как дорогая яхта. На комфорт пассажиров зачастую забивают, особенно в России, в тоже время все любят ездить на дорогих машинах. И мы сделали общественный транспорт, на котором люди могут ездить с удобством, сравнимым с машинами Volkswagen. Конечно, трамваи, которые будут выпускаться серийно, чуть попроще того, что был представлен на выставках, но они всё равно похожи внутри на хорошую немецкую машину. Очень удобная эргономика для водителя, естественно, кондиционеры, которые даже за преимущество уже выдавать неприлично. Высота подножки входа в трамвай всего 37,5 сантиметров, для инвалидов-колясочников предусмотрен электрический пандус. Так же мы проанализировали ДТП с участием трамваев и постарались за счёт конструкции и дизайна минимизировать риски. Основные случаи наезда трамвая на пешеходов — когда человек обходит трамвай спереди, и машинист его не видит. Мы открыли машинисту этот сектор обзора за счёт низкого уровня остекления, теперь водитель увидит даже маленького ребёнка. В кузове предусмотрены области прогнозируемой деформации, которые при столкновении, за счёт излома специальных стоек, гасят энергию, не давая ей дойти до обитаемого отсека. Никто в мире ещё так трамваи не делал, это совершенно точно. Это делает трамвай безопасным для автомобилей, с которыми он может столкнуться, потому что он не будет подминать машины под себя.

«ОВ»: Есть у вас и другие проекты, связанные с транспортом?

М.К.: Да, мы делаем сейчас электромобиль класса «люкс», который по своим характеристикам превосходит все существующие аналоги. Очень дорогая игрушка для очень богатых людей. Также делаем маленькую машинку, одноместную, для езды по городу — съездить в универ, например, и вернуться домой. Тоже электромобиль.

В этот день было

Первое в мире лётное испытание гиперзвукового ПВРД
В Ульяновске организован Центр совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала
Совершен первый в истории отечественной авиации воздушный таран на реактивном самолете