В фокусе беспилотники: МАИ создаёт алгоритм работы крылатых роботов в группе

15 апреля 2014
В фокусе беспилотники: МАИ создаёт алгоритм работы крылатых роботов в группе

Уже существуют поезда, которые могут ездить без машинистов, и самолёты, летающие без лётчиков. Но может ли самолёт сам решить, куда ему лететь и что делать в конкретный момент? И зачем людям вообще нужны беспилотники? Между тем, их разработкой занимаются в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете), МГТУ им. Баумана. О беспилотниках и тенденциях в их развитии рассказывает кандидат технических наук Андрей Кузнецов.

— К беспилотникам относятся ракеты, космические аппараты и летательные аппараты, которые управляются компьютерами без участия летчиков. Чаще всего беспилотником называют небольшой самолёт, вертолёт или квадрокоптер (аппарат вроде небольшого вертолёта с четырьмя и более двигателями), который летает по специальной компьютерной программе или управляется дистанционно оператором. Весят беспилотники от одного килограмма до нескольких тонн. В России разработкой беспилотников занимаются, например, в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете), МГТУ им. Н. Э. Баумана, в компании «Транзас», ОКБ «Сокол».

Используются беспилотники для контроля пожарной безопасности, картографирования, аэрофотосъемки. Полиция применяет беспилотники для патрулирования зон, в которых проходят важные мероприятия (например, Олимпиада, политические и экономические саммиты); предприятия нефтегазового сектора применяют их для наблюдения за трубопроводами. Военные используют беспилотники для разведки и уничтожения объектов противника, чтобы не ставить под угрозу жизнь лётчиков.

В случае боевых ударных беспилотников решение о пуске боевой ракеты принимает оператор, который контролирует летательный аппарат по каналу радиосвязи из специального пункта управления.

Доверять компьютеру принятие такого решения пока опасно. Очевидно, что в случае ошибки компьютера последствия от использования оружия могут быть очень серьёзными. Однако технологии развиваются, и уже созданы системы, которые способны распознавать некоторые виды угроз, но до самостоятельного принятия решения о применении оружия беспилотником ещё далеко.

Обычно перед запуском беспилотника задаётся определённый режим полёта, по которому он должен летать, и программа, когда и что он должен сделать. Но в МАИ ведутся работы по созданию методов и алгоритмов, которые позволят беспилотным летательным аппаратам самостоятельно решать, что делать дальше, в зависимости от меняющейся ситуации и от того, что делают другие беспилотники группы — так же, как поступил бы человек.

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»