«Ворон 700»: беспилотная вертолётная новинка МАИ на МАКС — 2013

17 сентября 2013
«Ворон 700»: беспилотная вертолётная новинка МАИ на МАКС — 2013

Реальных беспилотных новинок на салоне оказалось считанное количество. В число самых интересных и перспективных попал вертолётный комплекс «Ворон», который разрабатывает конструкторское бюро «Искатель» МАИ.

Тактический класс

Конструкторское бюро «Искатель» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) показало комплекс беспилотной воздушной разведки и наблюдения вертолётного типа «Ворон — 700». Помимо традиционных для подобного класса БЛА функций разведки и наблюдения этот аппарат, по заверению разработчиков, обладает также и ударной функцией за счёт установки на нём стрелкового и гранатометного оружия. По словам главного конструктора КБ «Искатель» Дмитрия Дьяконова, комплекс должен выйти на этап государственных испытаний в первом квартале 2014 года.

Питерская компания «Радар ммс», ранее также уделявшая существенное внимание БЛА вертолётного типа, представила относительную новинку — малогабаритный БЛА вертолётного типа мБПВ-37. До этого упомянутую систему можно было увидеть только на Морском салоне в Санкт-Петербурге в начале июля текущего года. Масса поднимаемой беспилотником аппаратуры полезной нагрузки составляет до 12 килограммов, а время его полёта — до двух часов. В состав полезной нагрузки входят цифровой фотоаппарат, цифровая телевизионная и тепловизионная камеры, дозиметр гамма-излучения, газоанализатор и лазерный детектор утечек метана. По сообщениям компании, полёты уже проводятся в интересах гражданских заказчиков.

Мини

По-видимому, опыт компании ZALA по удачному продвижению российским заказчикам мини-БЛА самолётного типа подвиг ее также развить линейку беспилотных мультикоптеров. Так, на МАКСе ZALA дебютировала с БЛА ZALA 421-22 со сменными полезными нагрузками. Аппарат представляет собой складывающуюся платформу, оснащённую восемью двигателями. На борту устанавливается аппаратура целевой нагрузки, применяемая и на других беспилотниках компании ZALA, в том числе самолётного типа. Взаимозаменяемость полезных нагрузок позволяет экономить заказчикам средства, приобретая смешанные комплексы, в состав которых входят и самолёт, и вертолёт, а также повышается уровень выполняемых задач.

Впрочем, основное место в продуктовом ряду беспилотников компании ZALA все же занимают системы самолётного типа. В нише мультироторных систем мини-класса в России лучше всего закрепилась компания «НЕЛК» со своими системами «НЕЛК-В4», «НЕЛК-В6» и «НЕЛК-В12», применяемыми для широкого спектра задач — от оперативного мониторинга обстановки до доставки и сброса различных грузов. Подтверждением высокого качества беспилотных систем стало заключение о лётной годности, полученное компанией от Центра экспертизы и сертификации авиационной техники (ЦЭСАТ) ЦАГИ, разрешающее проведение показательных и испытательных полётов на территории России.

Популярность подобного рода аппаратов пришла к нам из-за рубежа. Одним из «законодателей мод» в данном классе является немецкая компания Microdrones GmbH. Две системы этой компании — Microdrones md4-1000 и Microdrones md4-200 можно было увидеть на МАКСе в экспозиции МЧС России.

Средний класс

Самым крупным беспилотником вертолётного типа в нашей стране продолжает оставаться экспериментальный аппарат БПВ-500 упоминавшейся компании «Радар ммс». Он создан на основе малогабаритного вертолета «Орленок» разработки ОКБ «Ротор» при КумАПП. При сохранении унаследованных от прототипа массогабаритных параметров беспилотник имеет фюзеляж с полностью закапотированным двигателем и хвостовое оперение в форме перевернутой V. Впрочем, с проигрышем компанией «Радар ммс» компании «Вертолёты России» в конкурсе российского Министерства обороны по теме «Роллер» статус и перспективы данной разработки не совсем ясны.

Вполне вероятно, в недалёком будущем мы сможем увидеть еще один проект БЛА, созданного на базе пилотируемого вертолета. В ходе МАКСа появилась информация, что боевой беспилотник планирует создать упомянутая выше арабская компания ADCOM Systems совместно с российским КБ «Беркут Аэро». В качестве основы в этом случае планируется взять сверхлёгкий двухместный вертолет соосной системы «Беркут ВЛ» с дальностью полета до 600 километров.

Тяжелые БЛА

Под покровом тайны продолжают оставаться проекты беспилотников «Роллер» и «Альбатрос», работы по которым ведёт холдинг «Вертолёты России». Продолжая параллель с зарубежными проектами, можно отметить, что в данном случае ближайшими аналогами упомянутых создаваемых систем являются американские БЛА семейства Fire Scout — RQ-8A, созданный на основе легкого пилотируемого вертолёта Schweizer 330, и MQ-8C (Fire-X), построенный на базе более крупного пилотируемого вертолёта Bell 407. По-видимому, задавая темы в подобной размерности, российские военные хотели бы получить функционал, схожий с функционалом американских БЛА. Впрочем, то, как реальные характеристики наших беспилотников будут соотноситься с характеристиками аналогов США, говорить пока преждевременно. Оба проекта, вероятно, еще находятся на ранних стадиях реализации.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2