Интервью декана аэрокосмического факультета МАИ О. Алифанова

11 мая 2012

Нет, наверное, такого вуза, где бы не понимали, что своих потенциальных студентов необходимо искать, да и готовить к учебе в вузе еще на школьной скамье. Национальный исследовательский университет — Московский авиационный институт не составляет исключения из этого правила. Профориентационная работа здесь поставлена во главу угла образовательной политики. 30 базовых школ и профильных техникумов в Москве, профильные школы в Московской и Смоленской областях, совместные программы сотрудничества в области образования, включающие в себя и видеоуроки, которые проводят со школьниками маевские доценты и профессоры, проектная деятельность в самых разных областях научно-технического творчества, аэрокосмические олимпиады среди школьников, совместные выставки и научные конференции — всего и не перечислишь. Такую работу ведут все без исключения факультеты, но сегодня речь пойдет о работе со школьниками аэрокосмического факультета МАИ. Ведь совсем недавно страна отпраздновала День космонавтики. Мы попросили декана факультета члена-корреспондента Российской академии наук профессора Олега Алифанова рассказать о работе с московскими школами.

— Олег Михайлович, прошлый год, как известно, был Годом космонавтики. Чем он запомнился, не сошла ли на нет многоплановая работа прошлого года, как это зачастую бывает, когда разные памятные даты проходят?— Поскольку в число самых приоритетных вопросов всегда и тем более в последние годы, что связано и с демографическим кризисом, и с введением ЕГЭ, входит профориентационная (говоря по-старому) работа со школьниками, именно ей в прошлом году мы уделяли особое внимание. В течение всего юбилейного года 50-летия полета Ю.А.Гагарина в космос наш факультет проводил разнообразные творческие мероприятия, направленные на привлечение интереса школьников к авиации и космонавтике и, главное, к последующему продолжению своего образования по аэрокосмическим образовательным программам. Совместно с Северным окружным управлением образования аэрокосмический факультет МАИ участвовал в подготовке, организации и проведении многочисленных мероприятий. Студенты и преподаватели МАИ принимали активное участие в работе экспозиции «Информационная школьная среда» в Центральном выставочном зале «Манеж», в подготовке и проведении II Московского фестиваля научно-технического творчества и молодежных инициатив. Преподаватели и студенты факультета систематически участвовали в повседневной текущей работе окружных стажировочных площадок на базе общеобразовательных учреждений. Следует также добрым словом и с благодарностью отметить участие наших преподавателей в проведении московского городского конкурса «Технопарк» на базе городского Центра образования № 1679. Были успешно проведены Российская аэрокосмическая олимпиада и Молодежная аэрокосмическая научно-техническая конференция, в них участвовали как старшеклассники, так и студенты различных курсов. В двадцати трех образовательных учреждениях Северного округа прошли творческие встречи на тему «Современные проблемы космических полетов», в которых, по данным Методического центра Северного учебного округа, приняли участие более 1600 старшеклассников. Вместе с факультетом прикладной математики и физики МАИ мы провели мастер-классы «Актуальные проблемы науки и техники» для 900 учеников Северного и Северо-Западного округов.— Известно, что совместная проектная деятельность со школьниками, вовлечение их в созидательный творческий процесс — одна из главных задач факультета.— Да, у нас активно и успешно работает созданное еще в 2008 году Молодежное многопрофильное конструкторское бюро (ММКБ), организационно и научно-методически объединяющее несколько общеобразовательных учреждений. Создание ММКБ в системе взаимосвязей «школа — университет — аэрокосмическая отрасль» стало одной из технологий поиска и отбора талантливой молодежи и перспективных инженерных кадров. Вот уже второй год в ДК МАИ с большим успехом проходит Форум молодежных инноваций. Он вызывает большой интерес у школьников и студентов. В рамках форума проходит выставка научно-технических творческих работ студентов и старшеклассников. Преподаватели МАИ проводят открытые уроки по физике с демонстрацией различных опытов, ребята посещают лаборатории нашего факультета, где знакомятся с уникальными натурными образцами ракетной техники. О своих работах школьники рассказывают на конференции, которая также проводится в рамках форума. В этом году выставочная экспозиция была представлена сотней проектов ребят, многие из которых представляют серьезный научный интерес.— Не секрет, что сегодня на повестке дня задача внедрения результатов космической деятельности в другие отрасли, в том числе и в образование. Что делаете вы для решения этой задачи?— Совсем недавно ректор МАИ профессор Анатолий Геращенко подписал важные документы по сотрудничеству с корпорацией РЕКОД, которая курирует внедрение космических достижений в разные сферы человеческой деятельности в нашей стране, в том числе запланировано создание в МАИ совместного ситуационного центра. Нам передают важные программные комплексы для этой работы, необходимый задел в виде методов, методик, программного обеспечения, технических средств есть также и у нас. Координационный научно-технический совет в Роскосмосе, который определяет целесообразность проведения того или иного исследования на МКС, контролирует и анализирует полученные результаты, возглавляет его профессор генеральный директор ЦНИИмаш Г.Райкунов. Несколько лет назад по нашей инициативе образована и активно работает новая секция в этом совете — «Космическое образование», в ее состав, конечно, входят представители и других вузов и организаций. Нам поручено отбирать и в дальнейшем курировать лучшие научно-образовательные эксперименты, в том числе и предложенные школьниками. За это время их было поставлено уже достаточно много. Во-первых, уже более пяти лет идет эксперимент «МАИ-75» по передаче видеоизображений из космоса, используя радиолюбительские диапазоны частот. В прошлом году был запущен спутник «Кедр», в создании и экспериментальной отработке которого принимали участие маевцы. Прием информации с него проходил в нашем Центре управления полетами, главная очередь которого была завершена тоже в прошлом году. Сейчас мы наращиваем его мощность. С помощью ЦУПа мы можем принимать информацию и с МКС, и с разных спутников, которые находятся на орбите.— А как происходит в маевском ЦУПе связь с МКС?— Мы заранее договариваемся с руководством ЦНИИмаш и РКК «Энергия», составляем график сеансов для работы с космонавтами на МКС. Когда космонавты уже знают, что они будут общаться с нашими сотрудниками и студентами, они по нашей просьбе передают цифровые картинки Земли или изображение того, что они делают на станции. Когда идет стыковка, они могут показать, как она проходит, кроме того, мы можем получать телеметрию от тех спутников, которые работают не только в радиолюбительских, но и в профессиональных диапазонах.— А как продвигается работа над таким амбициозным проектом как «Совик»?— Система «Совик» была предложена не только для того, чтобы улучшить преподавание каких-то дисциплин в школах, в вузах, но и для того, чтобы приблизить космос к школьникам, к студентам. Этот проект получил одобрение Роскосмоса, Министерства образования и науки РФ, однако денег на его реализацию не нашли, хотя со стороны МАИ для успешного запуска проекта «Совик» все готово.Информация к сведению«Совик» — концепция образовательной спутниковой системы, смысл которой в том, чтобы вузы, разрабатывающие спутники, объединили усилия и делали их сообща, используя собственные передовые достижения. Первые шесть микроспутников предлагалось запустить в течение 3-4 лет. Оборудованные видеокамерой, они стали бы передавать изображение Земли в разных диапазонах длин волн. Видеоинформацию из космоса могли бы принимать не только вузы, но и школы, поскольку практически все они сегодня имеют Интернет. Студенты и школьники получили бы доступ к чрезвычайно интересной и важной информации, касающейся, скажем, загрязнения атмосферы, разливов рек, лесных пожаров, происходящих в их регионах.

В этот день было

Первый полет самолета-бесхвостки МиГ-21И "Аналог"
Родился летчик-испытатель В.С. Кушин
Родился М.А. Погосян