Почему «Зоркий» — не аналог Starlink, и какая маёвская спутниковая технология может составить конкуренцию проекту Space X
28 января 2026
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив
После заявления Роскосмоса о старте серийного производства спутников «Зоркий» некоторые СМИ начали публиковать ошибочные сообщения о якобы конкуренте глобальной сети Starlink. Однако прямое сравнение этих систем — серьёзная техническая ошибка. Руководитель проектов Центра космических технологий Московского авиационного института, аспирант кафедры 601 «Космические системы и ракетостроение» Никита Матасов объяснил, почему эти проекты нельзя ставить в один ряд и какая перспективная технология спутниковой связи, создаваемая в МАИ, в будущем действительно может стать аналогом проекта компании Space X.
«Зоркий»: кубсат для наблюдения
По словам Никиты Матасова, «Зоркий» — это не группировка связи, а серия малых космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в популярном формате кубсата.
— Отдельно взятый космический аппарат «Зоркий» — это спутник формата кубсат, составная часть которого — кубик 10 на 10 сантиметров, или юнит. Чем больше этих кубиков соединяют вместе, тем крупнее получается изделие. «Зоркий» — это 12-юнитовый аппарат, в котором заключены все системы, необходимые для функционирования в космосе, — уточнил эксперт.
Основная задача таких аппаратов — наблюдение за поверхностью планеты: мониторинг разливов рек, состояния сельхозугодий, хода крупного строительства. Из-за относительно невысокого разрешения камеры аппарат видит общую картину — русла рек, горные массивы, границы городов. Такие данные могут быть полезны в том числе для прокладки маршрутов беспилотной техники, передвигающейся на большие расстояния на открытой местности. Для навигации малых дронов в городе информации с «Зоркого» будет недостаточно.
Фото: Telegram-канал частной космической компании «Спутникс» / Пример фотографии с КА «Зоркий 2М»
Как отметил эксперт, настоящей инновацией проекта может стать применение нейросетей для автоматического анализа и обработки потока спутниковых снимков, что позволит быстро находить изменения на поверхности планеты и оперативно вносить коррективы в маршруты автономной техники.
Попытки назвать проект аналогом Starlink эксперт называет принципиально ошибочными, поскольку системы различаются кардинально по всем параметрам: массе, назначению и масштабу.
— Starlink — это группировка спутникового интернета, огромная, планетарная. Она обеспечивает высокоскоростной доступ в интернет почти по всему миру, особенно в районах со слабым покрытием. Это группировка из тысяч аппаратов, их масса в районе 260 килограммов и выше, в зависимости от версии изделия. «Зоркий» же имеет массу примерно 20 килограммов. Это аппараты абсолютно разного назначения, — привёл наглядные данные Матасов.
А в МАИ?
В МАИ ведётся работа над перспективной спутниковой технологией, которая в будущем будет использоваться для оказания концептуально тех же услуг, что и проект Space X. Однако вместо копирования модели с тысячами низкоорбитальных спутников университет развивает систему управления автономным транспортом через один геостационарный аппарат.
— У нас есть один космический аппарат вместо группировки из сотен и тысяч. И он может «видеть» почти всю территорию Российской Федерации, за исключением, возможно, приполярных областей. То есть речь идёт о 85–90% территории страны, — рассказал Никита Матасов.
Суть разработки — создание защищённого канала связи «беспилотник — геостационарный спутник — центр управления». В этой схеме можно использовать информацию от систем дистанционного зондирования. Данные (например, о внезапном препятствии) поступают в центр, который через геостационарный космический аппарат отправляет команду на коррекцию маршрута прямо на борт беспилотного автомобиля, судна или самолёта и изменяет траекторию его движения. И системы ДЗЗ как раз могут быть в виде группировки «Зоркий».
Ключевое технологическое звено, над которым работает МАИ, — это специализированный терминал связи и уникальные алгоритмы для управления всей цепочкой.
— Мы разрабатываем свой собственный терминал и алгоритмы управления — для группировки, для беспилотного аппарата или для всей системы «терминал — спутник — центр управления полётами», — пояснил инженер.
Задача — обеспечить помехоустойчивую связь на огромном расстоянии (до геостационарной орбиты — 36 000 км), совместимость с существующими спутниками и беспилотными аппаратами, а также создать компактное устройство.
— Сейчас мы испытываем различные терминалы, доступные на рынке. В разработке — собственный терминал для связи с беспилотниками через геостационарный спутник, а в будущем и через отечественные низкоорбитальные группировки. В ближайшее время можно ожидать создания инженерного или промышленного образца для отработки работоспособности этой системы, — сообщил Матасов о статусе проекта.
Разработка МАИ в данный момент не является «клоном» Starlink и не предполагает ценовой конкуренции «в лоб» за массового потребителя. Её стратегическая ниша — обеспечение надёжной и безопасной связью критически важных объектов и автономного транспорта на труднодоступных территориях, в том числе на морских путях.
Проект является важным технологическим заделом. Отработанные на геостационарной связи решения — терминалы, алгоритмы, протоколы защищённой передачи данных — в будущем могут быть масштабированы и использованы как часть более крупной российской многоспутниковой низкоорбитальной группировки.