Сборка самолётов, композиты и 3D-печать: студенты ПИШ МАИ прошли интенсивные стажировки в Ульяновске и Санкт-Петербурге

1 декабря 2025
Сборка самолётов, композиты и 3D-печать: студенты ПИШ МАИ прошли интенсивные стажировки в Ульяновске и Санкт-Петербурге Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

В ноябре студенты института № 14 «Передовая инженерная школа» Московского авиационного института прошли интенсивные трёхдневные стажировки на авиационных и высокотехнологичных предприятиях в Ульяновске и Санкт-Петербурге. Благодаря этому будущие инженеры смогли без отрыва от учебного процесса познакомиться с технологиями создания перспективных летательных аппаратов, приобрести важные практические навыки в области работы с композитными материалами и аддитивного производства. Мероприятия были организованы при поддержке предприятий Объединённой авиастроительной корпорации – АО «Аэрокомпозит» и филиала ПАО «Ил» – АО «Авиастар», а также компаний 3D Lam, АО «Лазерные системы» и Института лазерных технологий и сварки СПБГМТУ. 

Ульяновск: производство авиационной техники

Программа стажировки для 11 студентов различных программ спец. ВО ПИШ МАИ стартовала с знакомства с производственными процессами в компании «Авиастар», располагающейся в Ульяновске. Здесь студенты смогли увидеть процесс сборочного производства транспортных самолётов семейства Ил-76 и их модернизаций.

Далее студенты отправились в АО «Аэрокомпозит–Ульяновск» – единственный в России завод по производству силовых элементов конструкций и агрегатов для авиации из композиционных материалов, создаваемых при помощи метода вакуумной инфузии. Здесь студенты изучили полный цикл изготовления высокотехнологичных деталей и компонентов из композитов, применяемых как в гражданской, так и в военной авиации. В том числе они ознакомились с созданием «чёрного крыла» для перспективного самолёта МС-21 и освоили технологию изготовления вакуумных пакетов. Завершающим этапом стажировки стала встреча с руководством и специалистами предприятия, а также дискуссия о современных технологиях производства авиационных конструкций из композиционных материалов.

– Невероятные впечатления! Понравилось абсолютно всё: от знакомства с передовыми технологиями «чёрного крыла» МС-21 до масштабов сборки Ил-76. Эта стажировка помогла мне связать теорию с практикой и дала чёткое понимание того, какую огромную работу проделывают инженеры, чтобы самолёт поднялся в небо. Это бесценный опыт, который мотивирует учиться и развиваться дальше в авиастроении, – отметила студентка второго курса ПИШ МАИ Дарья Токарева.

Санкт-Петербург: аддитивные технологии и лазерные разработки

Другая группа из 11 студентов спец. ВО ПИШ МАИ отправилась в Санкт-Петербург для знакомства с аддитивными технологиями и лазерными разработками. 

На предприятии 3D Lam, специализирующемся на производстве 3D-принтеров для печати металлом, студенты изучили процессы аддитивного производства, самостоятельно выполнили постобработку деталей и послушали лекции по проектированию под аддитивное производство и основам металлической печати по методу SLM.

Далее студенты посетили АО «Лазерные системы» – разработчика и производителя высокотехнологичного оборудования на базе собственных лазерных технологий. Они узнали про историю создания предприятия, процесс перехода от НИОКР к серийному производству, а также изучили линейку выпускаемой сегодня продукции и услуг. В рамках знакомства с предприятием студенты ПИШ МАИ посетили Центр аддитивных технологий, сборочный цех и отдел технического контроля. Помимо этого специалисты АО «Лазерные системы» провели для участников мастер-класс по сканированию деталей. 

Завершающим этапом стажировки стало посещение Института лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Институт уже более 15 лет проводит исследования и разработки в области лазерных и гибридных лазерно-дуговых технологий обработки материалов. Студенты подробно ознакомились с деятельностью организации, а также посетили производственные площадки, в том числе FMD – печати.

– Стажировки на базе высокотехнологичных предприятий — обязательный элемент подготовки студентов «Передовой инженерной школы МАИ». Такой формат позволяет студентам получить реальный практический опыт и понять, как устроены процессы в современных высокотехнологичных компаниях. Мы благодарны нашим партнёрам за содействие в организации и проведении стажировок, — отметила директор Дирекции института №14 «Передовая инженерная школа» МАИ Наталия Шовгеня.

В этот день было

Распоряжение Правительства "Об использовании самолётов Ан-124 "Руслан" в рамках проекта "Воздушный старт"
Кругосветный перелёт по маршруту Австралия - Южный полюс - Северный полюс - Австралия на Ан-124
Первый полёт Ту-143