В МАИ разрабатывают методику «безопасного разрушения» самолётов при аварийных посадках

8 сентября 2025
В МАИ разрабатывают методику «безопасного разрушения» самолётов при аварийных посадках Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

В Московском авиационном институте создают инновационную методику, которая поможет минимизировать последствия аварийных или жёстких посадок самолётов. Суть работы заключается в том, чтобы заранее предусмотреть, как именно должна «ломаться» конструкция при сверхнормативных нагрузках, и учитывать это при проектировании узлов навески критических агрегатов планера.

— Узлы навески — это точки крепления или элементы конструкции на самолёте, которые удерживают его наиболее важные основные части, непосредственно контактирующие со взлётно-посадочной полосой при нештатной посадке – шасси и двигатель. Благодаря разрабатываемой методике узлы навески будут разрушаться контролируемо, подобно предохранителю в электрической цепи, который сгорает, чтобы спасти всю систему, – рассказал автор проекта, аспирант и инженер кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ Егор Титов. 

При сильном ударе во время нештатной посадки элементы будут подламываться, позволяя агрегату отделиться от планера без фатального ущерба жизненно важным системам самолёта. Таким образом, разрушение становится управляемым процессом, что минимизирует риски для пассажиров и экипажа.

Хотя подобные исследования ведутся за рубежом, отечественная методика обладает рядом преимуществ. Главное из них – высокая точность расчётов, которые учитывают значительно больше факторов, влияющих на поведение конструкции при разрушении. Это делает прогнозирование гораздо более надёжным. Такая точность требует колоссальных вычислительных мощностей, и здесь на помощь приходит суперкомпьютерный кластер МАИ, который развивается в университете рамках программы «Приоритет-2030». 

Помимо Егора Титова, в работе задействованы доцент кафедры 101 Сергей Серебрянский, а также инженеры из Центра композитных конструкций МАИ. Проект находится на стадии научного исследования, однако уже вызывает интерес со стороны представителей авиационной промышленности.

Сейчас команда занимается созданием, проверкой и подтверждением работоспособности методики. Завершить основные исследования и представить работу в полном виде планируется в течение ближайших двух лет.

В этот день было

Впервые в истории самолет совершил посадку и взлет из автомобильного участка дороги
Первый полет серийного Су-27УБ
Поднят в воздух первый серийный образец истребителя-перехватчика Су-9