К Луне и дальше: в МАИ разработали метод оптимизации траекторий полёта для будущих космических буксиров

28 августа 2025
К Луне и дальше: в МАИ разработали метод оптимизации траекторий полёта для будущих космических буксиров Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив
Учёные Московского авиационного института разработали методику для построения оптимальных траекторий полёта космических аппаратов. Её применение может существенно повысить эффективность будущих амбициозных миссий, включая освоение Луны и запуск межорбитальных буксиров.

В основе разработки лежат продвинутые математические методы и компьютерные алгоритмы, позволяющие точно спроектировать самый выгодный и эффективный путь в космосе. Расчёт учитывает действие различных внешних сил: неравномерное притяжение Земли или Луны, гравитацию других небесных тел, воздействие солнечного ветра, сопротивление остатков атмосферы на высоких орбитах и другие. Эти «помехи» могут показаться незначительными, но за долгие месяцы или годы полёта они могут сильно изменить траекторию космического аппарата. 

– Разработанный метод позволяет не просто понять, что маршрут полёта космического корабля изменится из-за внешних факторов, но и точно описать, как именно это произойдёт. Например, мы можем предсказать смещение, изгиб траектории, их величину в километрах или секундах, а также рассчитать, сколько дополнительного топлива при этом потребуется, – отметил участник проекта, доцент кафедры 601 «Космические системы и ракетостроение» МАИ Илья Николичев.

Фундаментальная работа ведётся учёными кафедры 601 и Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики МАИ под руководством доктора технических наук, члена-корреспондента РАН Вячеслава Петухова и доктора технических наук, профессора Михаила Константинова. Она закладывает основу для создания нового поколения космических аппаратов, способных осуществлять в ходе миссии сложные и высокоэффективные манёвры.

– Метод будет актуален для проектирования траекторий движения таких аппаратов, как лунные или межорбитальные буксиры с электрореактивными двигателями и ядерной энергоустановкой, подобные перспективному аппарату «Зевс». В преддверии эры освоения дальнего космоса наши наработки будут крайне востребованы, – уверен Илья Николичев.

В этот день было

Принят на вооружение вертолет Ка-50 «Черная акула»
На опытном винтовентиляторе СВ-34 применены лопасти из стеклоуглепластика
Первый взлет самолета Т-10-3 с трамплина Т-1 комплекса "Нитка"