«Если интерес есть, он не пропадёт»: преподаватель МАИ Сергей Грищенко – о воспитании настоящих инженеров
11 июня 2025
Открытый диалог, акцент на практику и уважение к студентам – три главных принципа работы старшего преподавателя инженерных дисциплин на кафедре 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ, популяризатора технических наук Сергея Грищенко. Маёвец уверен, что лучшие инженеры — это не только талантливые теоретики, но и практики, способные решать сложные задачи. В интервью он поделился секретами успешного преподавания и рассказал о том, что значит быть настоящим наставником для будущих специалистов.
Сергей Викторович, как вы попали в МАИ?
Я учился на кафедре 101 МАИ, где сейчас преподаю конструирование агрегатов планера, проектирование конструкций шасси и разработку систем управления. Авиацией увлекался с юности, особенно активно — со старших классов, когда посещал авиамодельный кружок. Сначала планировал учиться в МФТИ, но на вступительном экзамене по математике внезапно понял, что это не моё. Поскольку мечтал заниматься именно проектированием техники – решил подать документы на маёвскую кафедру 101.
А как получилось, что стали преподавателем?
Так сложились обстоятельства, но я ни о чём не жалею, видимо, это моё призвание. Пробовать себя в преподавании я начал ещё в студенческие годы: нравилось рассказывать другим то, что знаю сам. После окончания МАИ пошёл работать в ОКБ Сухого, при этом преподавательскую деятельность в университете не бросил. В 2016 году вернулся в МАИ на инженерную работу, а спустя некоторое время полностью сконцентрировался на преподавании.
Чем вы увлекаетесь, помимо работы?
Кроме работы и большой семьи, мои главные увлечения – наука и популяризаторская деятельность. Правда, диссертацию я пока не защитил и популярным блогером не стал, но обязательно сделаю и то, и другое. У меня даже есть свой научно-популярный проект InGenium, посвящённый технологиям и инженерии – правда, сейчас он на паузе, так как мне пока не хватает времени и ресурсов на его реализацию.
Работать со студентами – трудно?
Я не считаю работу со студентами трудной. Всё-таки вуз – это не школа: здесь взрослые, ответственные люди, способные к самостоятельному обучению. Но, конечно, бывают сложности. Некоторые студенты отдают предпочтение отдыху, хобби или подработке, и времени на учёбу у них остаётся мало. Тогда начинаются списывания и попытки выдать чужую работу за свою. Этого я категорически не принимаю. Пока человек не выполнит работу самостоятельно – разговора не будет. Ещё не люблю, когда начинают уговаривать повысить оценку или не ставить «неуд». Это нечестно по отношению к тем, кто учится добросовестно. Поэтому такого не допускаю.
Что нужно сделать, чтобы сдать у вас экзамен?
Всё просто: нужно добросовестно и качественно выполнить практические задания. Мой предмет в основном практический, и важна не столько теория, сколько умение применять её, проявлять инженерное мышление и эрудицию. Многое зависит от того, как студент усвоил предыдущие курсы. Тем, у кого в одно ухо влетело, в другое вылетело, будет значительно сложнее.
Как вы поддерживаете интерес студентов к сложным дисциплинам?
По большому счёту – никак. Если интереса нет, привить его на старших курсах сложно. Но если интерес есть, он не пропадёт. Со своей стороны я стараюсь вести занятия в свободной, непринуждённой обстановке, задаю нестандартные вопросы, рассказываю практические истории из инженерной деятельности – всё это помогает оживить предмет.
Каковы ваши сильные стороны как преподавателя? И в чём, по вашему мнению, вам нужно совершенствоваться?
Про мои сильные стороны лучше спросить моих студентов. А что касается роста – направлений много. Материалы для занятий нужно регулярно пересматривать, обновлять, дополнять, ведь наука постоянно развивается. И, конечно, важно учиться у студентов. Подмечать, как с ними лучше взаимодействовать, что им интересно, какие форматы им ближе.
Какой вы видите свою роль в формировании личности студента?
Честно говоря, не стремлюсь влиять на личность студентов. Моя задача – формировать профессиональные качества. Прежде всего, это трудолюбие, ответственность, стремление к достойному результату, уважение к труду – своему и чужому.