В МАИ завершился первый этап федерального образовательного проекта «Кадры для БАС»
28 ноября 2024Освоить азы перспективных профессий в области беспилотных авиационных систем всего за 1-3 месяца? Более чем реально! А всё благодаря запуску федерального проекта «Кадры для БАС», входящему в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы».
В конце ноября в Московском авиационном институте завершились первые девять программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Свои дипломы защитили 250 человек из Москвы, Подмосковья, Ахтубинска, Тулы, Уфы, Улан-Удэ, Благовещенска и других городов России.
Более 25% прошедших обучение в МАИ — студенты и молодые специалисты в возрасте до 25 лет, 65% — опытные специалисты, работающие в сфере БАС, авиации, IT и других направлениях. Оставшиеся 10% — люди старше 50 лет. Все они получат удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, а также будут внесены в цифровой реестр кадров БАС.
Цель федерального проекта — с помощью ведущих вузов подготовить по гибким образовательным траекториям достаточное количество специалистов для нового, активно развивающегося в России рынка, в том числе и в регионах. К 2030 году в России должно появиться более 60 тысяч кадров для БАС.
Реализованные в МАИ программы включали вводный курс, теоретическую подготовку и практику. Вводный курс и теоретическая подготовка проходили в онлайн-формате, а практическая составляющая — очно или онлайн. Программы реализовывались совместно с региональными вузами-партнёрами, преподаватели которых предварительно получили доступ к онлайн-платформе с уникальными наработками специалистов МАИ, включающими лекции, видеоматериалы и другой полезный образовательный контент. Благодаря этому удалось достичь высокого уровня проведения очных практических занятий с учётом базы знаний МАИ и специфики регионов. 90% стоимости обучения при этом компенсируется государством.
Актуальные практические задачи
В разработке программ ДПО для федерального проекта активное участие принимали специалисты МАИ. Их создавали с учётом отраслевого заказа и кадровых потребностей компаний.
В образовательном процессе участвовали как специалисты из разных подразделений МАИ, так и приглашённые внешние эксперты из индустрии.
— Среди партнёров МАИ много компаний, являющихся разработчиками и эксплуатантами БАС. Мы очень хорошо знаем их «боль» — те задачи и проблемы, которые сегодня перед ними стоят. Поэтому для нас не составило труда сформировать на их основе актуальные и интересные задачи для наших слушателей в упрощённом и удобном для обучения формате, — говорит разработчик и преподаватель программы ДПО «Разработка программного обеспечения для полётного контроллера БАС», заместитель начальника управления «IT-Центр» МАИ Пётр Ухов.
Эксперт отметил, что на его программе студенты смогли расширить свои взгляды на индустрию БАС, познакомиться с процессом разработки и научиться работать с типовыми инструментами разработчика софта для беспилотников.
Так, Павел Клепкин, работающий инженером-программистом в Хабаровском аэропорту и пришедший на программу «Разработка программного обеспечения для полётного контроллера БАС» с целью профессионального роста, говорит, что в процессе обучения был затронут очень обширный спектр тем и направлений беспилотной области. Это классификация беспилотных летательных аппаратов (БЛА), правовые нормы, среды симуляций и разработки, протоколы взаимодействия, языки программирования, машинное обучение и многое другое.
— По-настоящему комфортно, как в своей стихии, я почувствовал себя, когда мы дошли до изучения кодов. Скрипты, апплеты, применение разных языков программирования, библиотек и технологий — это то, что мне понравилось больше всего. И, конечно же, выпускную работу я решил делать именно в этой части, — делится Павел Клепкин.
Подготовка «с нуля»
Интересно отметить, что согласно анализу, проведённому Университетом 2035, опыт работы в сфере БАС имеют только порядка 17% желающих пройти обучение. Всё дело в том, что стать слушателем может практически любой заинтересованный в данном направлении человек — лишь на некоторых программах для поступления необходимо иметь определённые базовые знания и опыт. Тем не менее чтобы попасть на программу, необходимо обладать высоким уровнем мотивации.
— Особенно меня впечатлили слушатели, которые пришли не из авиационной индустрии. Они смогли наработать компетенции, чтобы реализовывать себя как технологи производства беспилотного воздушного судна (БВС). И главное, что они видят себя в будущем в этой сфере, готовы идти дальше. Возможно, благодаря обучению они воплотили свою мечту — сменить профессию, — отмечает преподаватель программы ДПО «Технолог производства узлов и агрегатов БВС», начальник научно-исследовательского отдела кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» МАИ Борис Сафоклов.
Анна Корешникова работает в компании «Кронштадт» инженером по нормированию труда, однако давно хочет сменить профессию и стать технологом на производстве. Обучение по программе «Технолог производства узлов и агрегатов БАС» в МАИ стало первой и важной ступенью к реализации задуманного.
— Всё сошлось как нельзя лучше, — говорит Анна. — Хорошо изученные мной методы нормирования, актуальность данного направления, желание развиваться и применять свои знания непосредственно в производстве, федеральный проект и обучение в МАИ.
Изначально перед разработчиком и в дальнейшем преподавателем программы ДПО «3D-моделирование в производстве БАС», инженером-технологом Лаборатории аддитивных технологий МАИ Вениамином Брыкином стояла задача собрать имеющиеся в МАИ знания и опыт в области 3D-моделирования и адаптировать их к специфической и трудоёмкой области проектирования изделий и элементов БАС. Результатом стал масштабный курс, который позволяет подготовить специалиста «с нуля» — от базового уровня до уверенного владения современными инструментами CAD-систем и практическими навыками. Кроме того, программа даёт участникам понимание проектной логики, что важно для продолжения профессионального развития в области создания БАС.
Заместитель заведующего кафедрой «Стартовые и технические ракетные комплексы» в Амурском государственном университете Максим Аревков признаётся, что выбрал программу «3D-моделирование в производстве БАС» как раз для повышения своих знаний и навыков в области БАС.
— В Амурской области направление, связанное с БЛА, только начинает развиваться. Обучение дало мне возможность получить ценные знания от специалистов, работающих в этой сфере. Самой интересной частью для меня стала практическая работа, в частности, демонстрация создания 3D-моделей БЛА. Это дало мне понимание, как современные технологии могут ускорять проектирование, — добавляет Максим Аревков.
На программах «Разработка программного обеспечения для полётного контроллера БАС» и «3D-моделирование в производстве БАС» присутствовало много выпускников бакалавриата МАИ 2024 года. Для ребят это был полезный опыт более глубокого погружения в индустрию БАС, структурирования полученной за годы обучения информации и наработки качественного портфолио в виде актуальных проектных работ.
Польза для индустрии
Выпускные работы слушателей касались разных областей беспилотных авиационных систем и были посвящены актуальным практическим задачам.
Выпускница программы ДПО «Технолог производства узлов и агрегатов БВС», студентка третьего курса института № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» МАИ Алиса Миколайчук рассказывает, что в рамках группового проекта она с остальными участниками разрабатывала технологические процессы для изготовления БВС. Каждый выбирал агрегат для проектирования (крыло, элероны, носовая часть фюзеляжа и так далее), что позволило в итоге создать законченное изделие. Непосредственно Алиса занималась разработкой центральной части фюзеляжа БЛА самолётного типа для мониторинга окружающей среды.
— У многих были потрясающие итоговые работы, пусть и иногда с ошибками, иногда спорные и вызывающие дискуссию, но просто восхитительные, — говорит преподаватель программы ДПО «Специалист по проектированию конструкций (узлов, механизмов, компоновки) БВС», специалист Дирекции «Аэромобильность», доцент кафедры № 1204 «Радиоэлектроника, телекоммуникации и нанотехнологии» МАИ Андрей Лямин. — По результатам выполнения работ некоторые слушатели, особеннос опытом работы более 10 лет, настолько разобрались в данной тематике, что их опыт можно использовать на предприятиях отрасли для первичного обучения молодых специалистов основам проектирования БВС.
В числе проектов были: разработка беспилотных летательных аппаратов для мониторинга морских обитателей, мониторинга пожаров на судах, перевозки грузов, поиска пропавших людей и первой помощи им в интересах МЧС, а также агродронов, беспилотников для предотвращения начинающихся пожаров в наших бескрайних лесах и другие.
— Такого рода образование — это возможность для нашей страны избавиться от зависимости от зарубежных поставок, взрастить своих специалистов различного возраста и опыта, способных не только производить практически всю линейку собственной компонентной базы для БВС, но и проектировать новейшие, перспективные и эффективные отечественные беспилотные летательные аппараты. То есть выйти на качественно новый уровень импортозамещения, — отмечает Андрей Лямин.
По итогам первого этапа обучения, реализуемого в рамках федерального проекта «Кадры для БАС», специалисты МАИ проведут глубокий анализ полученных результатов и усовершенствуют образовательные программы ДПО. Второй этап обучения стартует уже в начале 2025 года.