Важно слышать студента: Константин Ковалёв о том, каким должен быть идеальный преподаватель

27 ноября 2024
Важно слышать студента: Константин Ковалёв о том, каким должен быть идеальный преподаватель

Чаще всего преподаватель университета представляется студентам строгим и серьёзным человеком, с которым очень трудно найти контакт. Разве что при условии идеального выученных материалов и вовремя сданных докладов. В Московском авиационном институте это мнение стараются развенчать. Один из ярких тому примеров — подход к обучению заведующего кафедрой 310 «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» Константина Ковалёва.

Почему преподавателю важно быть не только строгим, но и дружелюбным и творческим? Как жизненная позиция педагога влияет на становление студентов? Об этом и не только Константин Ковалёв рассказал в интервью.

Преподаватель — друг студента?

Константин Ковалёв — известный учёный и признанный специалист в области электрических машин и прикладной сверхпроводимости. Он имеет степень доктора технических наук и звание академика Российской академии электротехнических наук РФ. На его счету — более 130 научных трудов, включая монографии, статьи и патенты. Константин Ковалёв не только успешно руководит кафедрой 310, но и активно занимается развитием лаборатории сверхпроводниковой и преобразовательной техники в Объединённом институте высоких температур РАН, трудится в нескольких редакционных комиссиях ведущих отечественных научно-технических журналов, в экспертном совете ВАК РФ, а ещё преподаёт студентам. И при всём большом послужном списке именно преподавание вызывает у него особый трепет. По словам академика, работа с молодёжью — особая сфера деятельности, где нет места консерватизму, но есть очень большая ответственность за будущее тех, кого учишь.

Константин Львович, когда вы начали преподавать в МАИ и почему при большой загруженности не отказались от работы со студентами?

— Мой отец — Лев Ковалёв — много десятков лет трудился в МАИ. Окончив МИФИ, я решил, что именно в Московском авиационном институте продолжу обучение в аспирантуре — очень нравились рассказы папы о том, как построен здесь образовательный процесс. После окончания аспирантуры почти весь мой курс остался на кафедре 310. Кто-то занимался только наукой, а я начал ещё и преподавать. Мне было это интересно. Впрочем, как и сейчас.

Первые пары вёл, когда был совсем молодым, но страха никогда не испытывал. Возможно, всё дело в моей «боевой подготовке»: в школьные годы я каждый день вёл радиопередачи, много выступал на сцене (мне как-то раз выпала роль Архимеда!) и даже руководил собственным театральным кружком. Такая творческая практика публичных выступлений очень помогает в деле преподавания — никогда не будут смущать вопросы от аудитории, а если чего-то не знаешь или запутался — быстро найдёшь выход из ситуации.

Большая загруженность — не помеха преподаванию. Главное — чтобы это действительно нравилось. Кто-то скажет, студенты — сложный народ. Но это не так. По моему мнению, все студенты хорошие. Просто у каждого свой путь развития, и преподавателю нужно подстраиваться, искать индивидуальный подход. А это непросто.

Если сравнивать начало вашего педагогического опыта и преподавание сегодня — студенты сильно поменялись за несколько десятков лет?

— Думаю, главная отличительная черта — наличие лишней информации. Если ещё пару десятков лет назад в интернете искали только действительно важные вещи, то сегодня обилие часто ненужной информации способно сильно отвлекать от образовательного процесса. Из-за этого молодёжь склонна взрослеть в более позднем возрасте, когда, условно, «наиграется в телефон». А время — бесценный ресурс, и его, по-хорошему, следует тратить на действительно важные вещи.

А сами вы всегда были прилежным учеником в школе и университете? Или всё же иногда позволяли себе отвлечься на «игрушки»?

— Конечно, и у меня в жизни бывали моменты, когда об учёбе совсем не хотелось думать. Например, в 10-11-м классах. В это время — любовь-морковь! Какая учёба, какое поступление в вуз?! Но приходилось брать себя в руки и заниматься делом.

Кстати, было время, когда я даже не подозревал, что стану учёным. Мне так нравилось рисовать картины, участвовать в театральных постановках — думал, что поступлю в творческий вуз. Даже школьные учителя удивлялись, что я пошёл на техническое направление! Но сам об этом, конечно, нисколько не жалею.

Какие ещё увлечения у вас есть? Чем радуете себя, когда нет большой загруженности на работе?

— Я предпочитаю активный образ жизни. Когда-то занимался плаванием, сейчас вместо этого много хожу — увлекаюсь путешествиями. Не только за границей, но и в России есть масса интересных мест. Знаете, как я понимаю, что место точно хорошее? Там всегда красивая архитектура и вкусная еда! Где невкусно — это нам не подходит.

А ещё я вожу экскурсии по Москве. Моей первой группой были коллеги-немцы: они прибыли в столицу по работе, и им нужна была культурная программа. Сейчас работаю над новой экскурсией для всех желающих: «Промышленная архитектура Москвы начала XX века». Пока успел опробовать её на близких!

У вас столько интересов! Константин Львович, как вы думаете, а вообще преподаватель обязан быть творческой, интересующейся натурой или от этого мало что зависит?

— Конечно, творчество и креатив очень помогают в работе с молодёжью, помогают быть, что называется, на одной волне. Я уже говорил, что большинство студентов в наше время поздно созревают из-за обилия часто сомнительной информации — и вот именно творческий подход к обучению позволяет сформировать у них в голове большую объективно прекрасную картину мира, где есть масса интересного.

Для вас важно мнение студентов о вашей работе? Часто вы даёте им не только знания, но и житейские советы и, в свою очередь, прислушиваетесь к их рекомендациям?

— Конечно, обратная связь всегда важна. Даже если кажется, что преподаватель — серьёзный человек, который всегда стоит на своём. Педагогам приятно знать, что они нужны, что их работа полезна.

Скажу о своих ощущениях: если какой-нибудь систематический двоечник, закоренелый прогульщик подойдёт и попросит с ним позаниматься, скажет, что хочет разобраться в той или иной теме, — это будет высшая награда для меня как для преподавателя. Я сделаю всё возможное, чтобы его научить. Очень приятно осознавать свою нужность. Так же приятно, как слышать рекомендации от студентов о своей работе. Это означает, что им не всё равно, — и это, наверное, важнее всего в преподавании.

Что делать, если студент хочет развиваться, менять свою жизнь, но по каким-то причинам не может воплотить мечты в реальность, боится?

— Могу дать один из простых советов: если что-то не получается — не останавливайтесь, пробуйте подходить к реализации идеи с разных сторон, и что-то хорошее определённо случится! Например, можно попробовать сменить место жительства, работы, выйти из зоны комфорта. Это помогает взглянуть на текущие проблемы под другим углом. Главное — не сидеть сложа руки. Бездействие ни к чему не приведёт.

В этот день было

Международный Сибирский авиакосмический салон в Красноярске
Первый полет УТС МиГ-АТ с первой российской цифровой электродистанционной системой управления
Образование Международной космической станции "Альфа"