Ждать недолго: директор Центра БЛА МАИ Юрий Бухарев рассказал, когда появится аэротакси

10 июля 2024
Ждать недолго: директор Центра БЛА МАИ Юрий Бухарев рассказал, когда появится аэротакси

Ростех сообщил о переходе к активной фазе разработки гибридных двигателей для аэротакси — беспилотных воздушных судов для перевозки грузов и людей в городских условиях. Уникальный механизм, как ожидается, будет состоять из силовой электроники, электрических и газотурбинных двигателей, а также электрогенератора и аккумуляторов — то есть сочетать в себе лучшие свойства уже существующих силовых систем.

Когда же россияне получат возможность прокатиться на аэротакси и оценить старания учёных? Зачем небольшому воздушному судну гибридный двигатель? Об этом рассказал директор Центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Юрий Бухарев.

Юрий Вячеславович, расскажите, что такое аэротакси и когда оно может быть запущено?

— Аэротакси, в нашем понимании, это беспилотное воздушное судно (БВС), которое предназначено для перевозки людей или грузов. Грузоподъёмность аппарата может быть разной: от двух до шести человек, эквивалент составляет от 160 до 480 килограммов.

В настоящее время существуют технические и регуляторные вопросы, которые должны быть решены, чтобы запустить аэротакси в линейную эксплуатацию. Это возможно в ближайшей перспективе — в течение 5-10 лет. При этом нужно понимать, что основные проблемы заключаются именно в части регуляции — сертификации БВС для полётов в несегрегированном (не разделённом на зоны) воздушном пространстве.

5-10 лет — небольшой срок. А насколько актуален для аэротакси именно гибридный вид силовой установки? Почему он лучше аналогов?

— Использование гибридной силовой установки в аэротакси позволит повысить надёжность аппарата, снизить звуковое воздействие в населённых пунктах, улучшить взлётно-посадочные характеристики, повысить экологичность и экономичность. Гибридные силовые установки представляют собой симбиоз теплового и электрического двигателей, что позволяет взять лучшее и нивелировать недостатки обоих вариантов. Отмечу, что в гибридной силовой установке без электродвигателей нельзя обойтись — они позволяют упростить всю конструкцию и повышают КПД системы.

Специалисты МАИ одними из первых в стране занялись проектированием нового воздушного судна. Расскажите об этом подробнее.

— Сейчас в МАИ прорабатываются перспективные виды аэротакси и разрабатывается необходимая для них директивная документация. Фаза активного тестирования — впереди. Чтобы проверить основные технологии, посмотреть, как работают конструкции и системы, силовые установки, планируется построить грузовой демонстратор. После этого можно будет говорить о больших испытаниях.

В этот день было

Первый полёт истребителя-перехватчика Ла-250
Родился Заслуженный лётчик-испытатель РФ В. Е. Максименко
Первый полёт дирижабля СССР В-7 «Челюскинец»