Многофункциональный аэростат: преподаватель МАИ — о новых решениях для городской среды

25 октября 2023
Многофункциональный аэростат: преподаватель МАИ — о новых решениях для городской среды

Инженеры, изобретатели, новаторы работают сегодня, чтобы создавать будущее, менять мир, делать его удобным, безопасным, красивым, технологичным. Помогают в этом такие конкурсы, как «Новатор Москвы», к участию в котором приглашаются разработчики и изобретатели, чьи инновационные проекты призваны сделать столицу ещё современнее. О том, как создаётся будущее, о проектах-участниках конкурса, об инновационной разработке аэростата рассказал с Илья Константинов, старший преподавателем кафедры 101 Московского авиационного института. Под его руководством студенты института № 1 «Авиационная техника» МАИ прошли в финал конкурса мэра Москвы с проектом многофункционального аэростата.

Илья, расскажите, пожалуйста, о вашем участии в конкурсе мэра Москвы.

Участие в конкурсе — пересечение двух независимых друг от друга проектов: с одной стороны, проекта по модернизации образовательных программ института № 1 МАИ, с другой стороны, проекта «Крылья Ростеха». Перед нами была поставлена задача изменить содержание курса «Моделирование инженерных задач», сделать его более проектоориентированным, отобразить методы теории решения изобретательских задач для получения студентами технической управленческой компетенции. Так, мы модернизировали некоторые дисциплины, чтобы в них появилась проектная составляющая, присутствовала проработка полного жизненного цикла проекта, чтобы он получил прикладной характер и мог быть воплощён в жизнь.

Так родились проекты, которые мы представили на конкурсе. И поскольку для нас это был первый опыт участия в подобном мероприятии, приятно, что смогли достичь столь высокого результата.

Какие проекты представляли на конкурсе?

В рамках обновлённой версии курса «Моделирование инженерных задач» каждая группа студентов разрабатывала собственный проект. Нам захотелось отойти от узких авиастроительных кейсов, рассмотреть чуть более близкие и понятные всем примеры — те, которые окружают нас в каждодневной жизни. Командам было дано задание увидеть те недостатки, которые есть в нашем городе, и предложить варианты по их устранению. Так родилась идея аэростата. Один из проектов был связан с мониторингом качества дорожного покрытия. Был разработан проект по созданию гибридной силовой установки для отечественных автомобилей. А также проект, связанный с модернизацией остановок общественного городского транспорта.

На каких курсах учатся ребята, которые участвовали в разработке проектов?

Это студенты третьего курса, освоившие фундаментальный пласт знаний. И сейчас они находятся на том этапе, когда общеинженерные знания можно применять для реализации конкретных проектов.

Расскажите о проекте аэростата. Почему именно он вышел в финал?

Пожалуй, он самый неординарный, самый новаторский. В мире нет аналогов подобной системы. И реализация этого проекта позволит сделать Москву ещё более уникальным городом. Аэростат может решить большое количество задач, в числе которых мониторинг состояния лесного массива в черте города, например в случае пожара система зафиксирует и обеспечит быстрое реагирование. Кроме того, система имеет большую зону видеопокрытия, и это тоже может обеспечить большую безопасность в лесопарковой зоне, где, по статистике, в слабоосвещённых зонах случаются негативные события. Также при помощи аэростата можно решить проблему с оповещением граждан, поскольку система позволяет на достаточно широкую область транслировать информацию. Такой объект мог бы стать визитной карточкой города, красивой, дизайнерской, привлекающий внимание туристов.

Как родилась идея аэростата? Как долго над ней работали?

Идея принадлежит студентам. Я в этой задаче не навязывал свои идеи, а лишь курировал развитие с точки зрения методологии проекта. Работа заняла до полутора месяцев.

Как может быть реализован данный проект в жизни?

На рынке такого устройства не существует, причём не только в России, но в мире. Аэростаты были достаточно популярны, на них делалась ставка в прошлом столетии, потом по ряду причин они отошли на второй план. Но сейчас с развитием вспомогательного оборудования, которое может быть установлено на аэростат, эти летательные аппараты могут получить вторую жизнь.

Аэростат нужно будет спроектировать и произвести. А если говорить об оборудовании, которое можно на нём установить, то это могут быть различные системы фото- и видеомониторинга с технологиями ИИ, чтобы в автоматическом режиме выявлять негативные сценарии, о которых я говорил ранее, различные системы оперативного оповещения, метеостанцию и т. д.

На какой высоте будет летать такой аппарат?

Это будет достаточно большое устройство, увидеть которое можно из разных частей города. В длину будет достигать 50 метров, а находится на высоте 150–200 метров.

В чём его преимущество перед вышками, другими установками, которые сейчас используются?

Аэростат располагается на высоте большей, чем высота самой длинной вышки. Соответственно, он обеспечивает максимальный угол обзора и площадь. Конечно, устройство не заменит полностью вышки, это скорее имиджевый проект, который, кроме того, может давать реальную пользу и заменить некоторое стационарное оборудование.

Возможно ли в будущем воплотить в жизнь данную разработку? Кому проект может быть интересен?

Проект может быть интересен любому мегаполису в различных уголках мира. Он может быть экспортным, и в этом у меня сомнений нет: любой крупный город, который следит за своим позиционированием, любит уделять внимание таким имиджевым нестандартным решениям.

И подобных нестандартных решений немало в Книге рекордов Гиннесса. Например, самый длинный стеклянный мост в Китае. Нужен ли был Китаю именно стеклянный мост? Наверное, не обязательно. Но с точки зрения позиционирования на внешнем рынке — это выгодная инвестиция. Такой же выгодной инвестицией, достаточно футуристичной может стать наш аэростат. Я считаю, что потенциальный рынок для данного изделия достаточно широкий. Заказчиком такого объекта могли бы быть и службы правительства Москвы. Также он может быть коммерчески интересен для различных операторов сотовой связи (размещать на нём свое оборудование, делать брендинг под себя).

Сколько может стоить производство?

Когда мы говорим об абсолютно новом продукте, который нужно разработать с нуля, также с нуля произвести, причём произвести небольшой партией, конечно, подразумеваем высокую стоимость продукта. Здесь речь идёт о миллионах долларов.

Что дало участие в конкурсе вам лично, студентам?

Для меня это развитие профессиональных интересов. Участие в такого рода соревнованиях даёт возможность отслеживать повестку, общаться с коллегами, прогнозировать развитие технологий, выявлять перспективные потребности города. Для ребят полезно проработать проект от возникновения идея до защиты концепции, проработать его с точки зрения продуктовой логики. Ведь мы делаем не просто аэростат, а закрываем ряд серьёзных вопросов и проблем. Это не только инженерная работа, а работа в связке с аналитикой, пониманием того, кто же тот конечный потребитель, который получает услугу с использованием нашей разработки. Ребятам было важно понять, что инженерная работа изменилась за последнее время, и это не только чертёж, линейка и карандаш, программа, а комплексный взгляд на услугу.

На этапе полуфинала студенты принимали участие в городских мероприятиях, семинарах, мастер-классах. Участвуя в таких проектах, мы можем привить культуру проектного управления, которая будет очень полезна, когда студенты придут на реальные предприятия и будут делать реальные, коммерчески интересные проекты.

В этот день было

Начало эксплуатационных испытаний Ил-62
Групповой полёт на кораблях «Восток-5» и «Восток-6»
Первый полёт экспериментального самолета «5-1»