Центральная секция туризма МАИ открыла горный сезон походами по Западному Кавказу

15 мая 2023

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал», — участники Центральной секции туризма МАИ на майских праздниках отправились покорять высоты Западного Кавказа. 35 человек, организованные в четыре группы, совершили восхождение на гору Дженту и перешли перевал Блыбский. Негласно этот маршрут уже стал маёвским — туда мало кто ходит, но для туристов из МАИ путешествие по нему стало традиционным. Восемь ходовых дней, рюкзак весом 22 кг и 10 км подъёмов и спусков пешком: о преодолении высот до 2600 метров и в первую очередь — преодолении себя — рассказал участник похода, выпускник и сотрудник МАИ Никита Спицин.

— Горный сезон в МАИ открыл наш поход первой категории сложности. И хотя это самый простой из спортивных маршрутов, всё равно преодолевать его достаточно сложно — не на пикник сходить, — улыбается Никита. — Результативнее подняться один раз в горы, чем целый год ходить в спортзал. Я шёл за красивыми видами и за спортивной нагрузкой. Ещё такие походы хорошо проверяют людей: в обычных условиях человек один, а там, где он превозмогает себя, открывается совершенно по-другому. Устал ты ещё в первый день, остальные восемь — просто идёшь.
В Центральной секции туризма МАИ главное — энтузиазм её участников и руководителя. Много лет секцией руководит выпускник института № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ, мастер спорта международного класса по горному туризму Андрей Александрович Лебедев. Среднестатистический день маёвского туриста он описывает так:
— Утром дежурные встали с фонариками, готовят кашу, потом, как немного рассвело, будят остальных. Все едят, собирают рюкзаки и пошли — 45 минут идут, 15 отдыхают. Через три перехода — перекус. Когда шесть-семь переходов заканчиваются, ставим лагерь и отдыхаем.
Большую роль играет подготовка — получить базовые навыки должен каждый, безопасность превыше всего. Центральная секция туризма МАИ каждую осень организует горную школу: наставники рассказывают, как правильно одеваться, питаться, идти по маршруту, вести себя в различных ситуациях. В парке новички тренируются ходить в «кошках» — приспособлениях с острыми шипами, которые крепятся на обувь, а ещё учатся «зарубаться» — правильно цепляться за склон, если с него сорвался. Закрепляют навыки в походах выходного дня по Московской области. Маршрут на Дженту сложен своей автономностью: выхода по долине нет, а потому выбраться можно только через перевал. Но это не пугает туристов.
— Отсутствие цивилизации — как раз одна из причин, по которой стоит идти в горы. Ты можешь взять телефон, забраться на самую высокую гору и пытаться ловить связь, но связи не будет, потому что её там вообще нет. Хороший цифровой детокс, особенно в наше время, — отмечает Никита Спицин. — Чувствуешь единение с миром, природой, этого не получить на морском пляже в разгар сезона или на шашлыках в Подмосковье. Моменты в горах запоминаются на всю жизнь.
На пути туристов поджидают встречи с дикими животными: маёвцы наблюдали жизнь яков, горных козлов. Обнаружили и следы медведя. Но, к счастью, его не встретили. Злую шутку в походе могут сыграть и погодные условия.
— Из-за погоды у нас была проблема с навигацией: бывает, что сбоит GPS. Долго шли в точку, где планировали разбить лагерь. Там оказался такой склон, что невозможно спать и не скатываться. Делать нечего: пройдя маршрут дня, начинаем ледорубами и лопатой выравнивать склон, чтобы поставить палатку. В другом месте указанная на карте река оказалась замёрзшей, пришлось топить снег, чтобы поесть, попить и согреться, — делится Никита. — Но все трудности стоят того, чтобы испытать главное чувство: ты смог, дошёл, преодолел себя.
В горах есть традиция — оставлять конфетки и записки о прохождении маршрута группой. На Дженту все записки — от туристов МАИ. Обнаружить их можно и в других горных точках, ведь «в мире нет таких вершин, что взять нельзя», особенно когда ты — настоящий маёвец.

В этот день было

Первый полет доработанного опытного экземпляра Т8-1Д
Родился Генеральный директор ОАО Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля (Россия) А.Б.Шибитов
Первый полет прототипа сверхзвукового бомбардировщика Ту-22