«Я занимаюсь любимым делом»: как мечта о космосе привела выпускницу МАИ в пилоты

2 декабря 2022
«Я занимаюсь любимым делом»: как мечта о космосе привела выпускницу МАИ в пилоты

Выпускница Московского авиационного института Анжелика Парфёнова — одна из немногочисленных пока женщин-лётчиц в нашей авиации. Она рассказала о том, как складывался её путь в пилоты гражданской авиации, а также поделилась опытом удивительной и важной работы — участия в медицинских экспериментах Роскосмоса.

Что тебя привело в авиацию? Почему ты решила учиться на пилота?

Если честно, я всегда мечтала стать космонавтом и с этой целью поступила в Аэрокосмический институт МАИ. Но обучаясь там и проходя практики на предприятиях Роскосмоса, я поняла, что космонавтом со студенческой скамьи стать точно не получится, а инженерное дело, конечно, интересное, но это не то, о чём я грежу.

Во время учёбы в авиационном вузе меня привлекло не только космо-, но и воздухоплавание. Второе в некоторых моментах даже интереснее. Например то, что лётчик может действительно управлять судном, в отличие от космонавта. Так я решила поступать в лётное училище гражданской авиации.

Сложно ли было поступить? Что было самым сложным?

Я поступала на бюджет на общеконкурсной основе. К счастью, в нашей стране есть возможность бесплатно получить одно высшее образование и одно среднее специальное (даже после 11 классов, порядок не важен).

Чтобы поступить в лётное училище, необходимо пройти медкомиссию ВЛЭК, сдать спортивные нормативы, иметь хороший (желательно 5.0) аттестат за 11-й класс.

Если честно, я была ко всему готова. Училище, даже Сасовское, находится довольно далеко, я не вижу смысл ехать туда неуверенным в своих силах (прим.ред. — «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г. А. лётное училище гражданской авиации»). Не понимаю тех, кто едет «на авось», не тренируясь. Лучше месяца за два проверить свои спортивные показатели и подтянуть проблемные моменты. У меня было всё хорошо, спортивные нормативы при поступлении я сдала на «отлично».

Проблемы были на зимних сессиях. У меня с трудом получались лыжи. Я не умела, да и сейчас не умею на них ходить. Нужную скорость я выбиваю какими-то сверхусилиями, потому что нет понимания техники. А у нас отчисляли тех, кто скорости на норматив так и не добился.

Расскажи о своём участии в программах Роскосмоса.

Во время обучения в вузе я участвовала в различных конференциях космической направленности. На одной из таких я узнала об Институте медико-биологических проблем и об их проектах, связанных с космической медициной. В первый раз свою анкету на эксперимент с имитацией невесомости «Сухая иммерсия» я подала ещё в 2019 году. Но тогда я не подходила сразу по двум параметрам: во-первых, я была младше 25-ти, а во-вторых, они набирали только мужчин. Также я не знала, смогу ли я совмещать с учёбой участие в эксперименте. И вот после моего выпуска из лётного проводится первая в мире женская «Сухая иммерсия». Конечно же, я сразу подаю заявку, успешно участвую в пятисуточной имитации невесомости.

Это невероятный эксперимент и очень полезный для меня опыт. О нём можно рассказывать очень долго на самом деле. Цель эксперимента — подробнее изучить влияние эффектов невесомости на организм человека, в частности женский. Ведь испытатели не в космосе, а на Земле и рядом, и учёные-исследователи могут буквально подойти, потрогать, измерить, а когда нужно изучить мышцы, например, — ударить током или проверить что-то. Также мы испытывали некоторое новое оборудование и даже пищевые добавки, которые планируется использовать на МКС и в дальних космических полётах.

Сейчас ты устроилась линейным пилотом. Расскажи пожалуйста, что это за авиакомпания и как происходит трудоустройство?

Да, я устроилась в «Хабаровские авиалинии» вторым пилотом на L410, сейчас вхожу в строй. Полёты будут осуществляться по региону, это Дальний Восток. Есть маршруты в пункты, куда кроме как самолётом, не добраться вообще. Безумно интересно. Трудоустройство было стандартным: отбирали по резюме, а потом по результатам собеседования. Но на данный момент я вторая девушка-пилот в штате компании. За всю историю третья.

Есть ли какие-то особенности в отношении к пилотам-девушкам?

В коллективе авиакомпании я не заметила особого отношения. Как говорят командиры: «Вы для нас пилоты и спрашивать мы будем с вас как и с любого другого нашего пилота».

В училище частично было. В лётной практике как — промах какого-то парня — это проблема какого-то конкретного парня. Промах девушки — это проблема всех других курсанток... Будто бы ты должна отвечать за полёты всех девушек в училище вообще, а они за тебя. В обычной жизни при знакомстве люди просто удивляются и задают много вопросов. Нет негатива или какого-то иного особого отношения.

О чём ты мечтаешь?

Я, если честно, не отказалась от своих космических амбиций. Но уже сейчас считаю себя счастливым и реализованным человеком, ведь я занимаюсь любимым делом.

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"