«Мы должны сделать всё, чтобы наша страна завтра стала сильнее»: памяти Георгия Житомирского

16 ноября 2022

Лётчик, проявивший мужество в Великую Отечественную войну, учёный, конструктор и педагог с большой буквы – таким будут помнить коллеги и ученики профессора Московского авиационного института Георгия Иосифовича Житомирского, ушедшего из жизни 15 ноября 2022 года.

За свою жизнь Георгий Иосифович издал более 150 научных трудов, направленных, в основном, на изыскание и реализацию рациональных путей повышения боевой эффективности фронтовой авиации. Подготовил около 7 000 учеников – офицеров для ВВС и конструкторов для авиапрома, среди них 20 кандидатов технических наук. Он выпустил пять учебников, за один из которых – «Конструкция самолётов» – ему была присуждена премия Правительства России в области науки и техники.

В 1995 году Георгий Иосифович был удостоен звания «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации», а в 2003 году — звания «Почётный работник высшего профессионального образования». Также профессор награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, который вручил ему лично президент России Владимир Владимирович Путин.

Великая Отечественная война

Георгий Иосифович с юности мечтал стать лётчиком, но поступить в лётное училище сразу после школы, в 1940 году, не удалось.

– Я целый год бомбил письмами различные авиационные училища и институты, прикладывая копии аттестата об окончании школы с отличием, и получал на них достаточно стереотипные отказы, – рассказывал он.

Мечте суждено было сбыться лишь с началом Великой Отечественной войны. Молодой человек был направлен на обучение в Алма-Атинскую школу пилотов, которую он окончил в середине 1942 года, а затем – в Тамбовское авиаучилище, готовившее лётчиков-штурмовиков.

Свой боевой путь Георгий Иосифович начал в середине 1944 года, войдя в состав 766 штурмового авиационного полка. Вместе с сослуживцами он был направлен в Восточную Пруссию для поддержки штурмовой авиации.

– Наш полк получил приказ о перелёте в Пруссию. Завтра на рассвете должна перелететь первая восьмёрка наших самолётов. Эту задачу доверили нашей эскадрилье. Возглавляет группу заместитель командира полка Петров В. П. В группу включены из молодых лётчиков лейтенант Житомирский и младший лейтенант Брянцев Н. П., – вспоминал Георгий Иосифович приказ, полученный им тогда от командира.

Из четырёх самолётов с того вылета вернулось лишь три. Боевое задание было выполнено.

Последним боевым вылетом Георгия Иосифовича стало участие в штурме Кёнигсберга. Его самолёт был подбит, и Победу в Великой Отечественной войне он встретил в военном госпитале, в замке Геринга.

Путь учёного и педагога

После окончания войны Георгий Иосифович поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. профессора Н. Е. Жуковского. Его опыт взаимодействия с боевой техникой лёг в основу его проекта – перспективного штурмовика, к работе над которым он приступил в стенах альма-матер. В 1951 году Георгий Иосифович получил диплом с отличием и начал свою преподавательскую деятельность.

В течение почти трёх десятилетий Георгий Иосифович участвовал в подготовке офицеров – лётчиков и инженеров – для Военно-воздушных сил. В этот период он защитил сначала кандидатскую, а затем докторскую диссертации, а в 1974 году стал профессором.

В 1980 году профессор Житомирский начал работу в МАИ, на кафедре 101. В своей книге «Сделай себя. Записки профессора» он тепло рассказал о многих своих коллегах-маёвцах и совместной работе с ними: это профессора Александр Алексеевич Бадягин, Михаил Никитич Шульженко, заведующий кафедрой Сергей Михайлович Егер и многие другие.

В МАИ Георгий Иосифович читал свой курс «Конструкция самолётов». В подготовку курса он вложил много сил, стараясь не только сделать программу как можно более насыщенной с точки зрения теории и практики, но и развить у студентов «основательные навыки инженерно-конструкторского мышления и стремление к активному поиску и добыванию новых профессиональных знаний».

Впоследствии Житомирский инициировал создание в МАИ Клуба интересных встреч, также посвящённого теме авиации и органично продолжившего его курс. В клуб приглашались известные конструкторы, лётчики-испытатели и другие представители авиационной профессии, которым студенты могли задать свои вопросы.

– Студенты (всего лишь 3-го курса!) стали работать как бы в совершенно другом измерении. В клубе они были как коллеги, которых посвящали уже в самые серьёзные вопросы разработки авиатехники. Ребята взрослели на глазах. Вопросы их становились всё более серьёзными, грамотными и осмысленными, – говорил Георгий Иосифович.

Работе в МАИ Георгий Иосифович посвятил 40 лет, а в целом преподавательской деятельности – почти 70.

Проект штурмовика

Георгий Иосифович Житомирский — автор и научный руководитель трёх инновационных проектов, в числе которых базовый для видов Вооружённых Сил инновационный проект перспективного самолёта-штурмовика С-2.

– С 1995 года мной был организован и начал работу над проектом С-2 центр проектных исследований и руководства проектом — экспериментальное КБ (ЭКБ) из наиболее подготовленных специалистов-профессионалов МАИ, НИИ, ОКБ, академий, — рассказывал Георгий Иосифович. — Тем самым был реализован инновационный подход и к самой технологии процесса проектирования, показавший реальные возможности резко улучшить качество проекта, снизить сроки и материальные затраты на проектирование самолёта.

В 2005 году успешно защищён аванпроект самолёта С-2 с удовлетворением требований ТЗ, по проекту С-2 получено много положительных заключений и отзывов от компетентных организаций.

– Наша страна, наша молодёжь и, конечно, пожилые люди, каждый на своём месте, должны сделать всё, чтобы наша страна завтра стала гораздо сильнее, чем сегодня, а послезавтра — сильнее, чем завтра. Только так, наверное, можно сделать жизнь наших людей лучше, – утверждал Георгий Иосифович.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8