В МАИ разработали стенд формирования требований к нашлемной системе целеуказания и индикации

17 мая 2022
В МАИ разработали стенд формирования требований к нашлемной системе целеуказания и индикации

На HeliRussia-2022 Центр «Авионика» МАИ впервые продемонстрирует стенд для разработки требований к новым системам целеуказания и индикации (НСЦИ). НСЦИ — необходимый элемент экипировки современных лётчиков на самолётах и вертолётах специального назначения. Она призвана избавить пилота от необходимости следить за приборами кабины путём проецирования изображения на прозрачный экран, находящийся перед его глазами и закрепленный на его шлеме. Так как экран прозрачен, пилот может одновременно наблюдать и внешнюю обстановку, и отображаемую информацию.

Разработка сотрудников МАИ, во-первых, поможет избегать ошибок на этапе проектирования дорогостоящих нашлемных систем. Известны прецеденты, когда конечный результат не принимался заказчиком, так как выставленные требования не обеспечивали удобство эксплуатации.

Во-вторых, поможет решить проблемы разработки индикации. Процесс разработки индикации зачастую носит итерационный характер, так как происходит поэтапное согласование требований и возможностей между техническим (летательный аппарат и бортовое оборудование) и биологическим (пилот) звеном авиационного комплекса. Чтобы создать индикацию относительно быстро, качественно и с минимальными затратами, необходимо обладать удобным инструментом — открытой платформой и средствами разработки.

Отдельным немаловажным требованием к маёвской системе формирования требований является её кастомизируемость, то есть возможность внесения изменений в программную, аппаратную или конструкционную часть системы, без нарушения её базового функционала и добавления новых свойств.

— На выставке мы представим инструмент, который позволяет определить и уточнить технические и эргономические требования для разрабатываемых нашлемных систем целеуказания и индикации. На демонстрационном стенде используются промышленные очки дополненной реальности (AR-гарнитура), программная среда моделирования полёта и инструментарий создания индикационных паттернов. В составе среды моделирования создаются математические модели бортового радиоэлектронного оборудования (камеры, размещённые на фюзеляже, блок комплексирования видеоизображения, система позиционирования шлема в пространстве), формируется информационный протокол, который транслируется в AR-гарнитуру. Благодаря тому, что весь инструментарий доступен для кастомизации, появляется возможность поэтапно сформировать и обосновать технические требования к будущим НСЦИ, системам бортового оборудования, эргономике и логике работы информационно-управляющего поля, — рассказывает руководитель проекта Глеб Боярский.

В этот день было

Первый полет спортивно-пилотажного самолета Су-26
Опытный ударный самолет укороченного взлета и посадки Т6-1 выполнил первую пробежку
Вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева разработку сверхзвукового бомбардировщика «105»