Выпускник МАИ и конструктор передового телескопа — об «изюминке творчества» в профессии

21 июня 2021
Выпускник МАИ и конструктор передового телескопа — об «изюминке творчества» в профессии

За каждым успешным стартом — сотни бессонных ночей. Космическая отрасль всегда была гордостью России, но работают там не только космонавты. На благо страны трудятся учёные, инженеры, технологи и представители десятков других профессий. Среди них — Александр Моишеев, выпускник Московского авиационного института и главный конструктор телескопа астрономической обсерватории, который в своё время стал настоящим прорывом.

Александр Моишеев — кандидат технических наук, прошедший путь от инженера до заместителя генерального конструктора. На его счету уникальные разработки, которые стали прорывом в изучении космоса. Придуманные им конструктивные новинки отметили во многих научных трудах. Также он получил премию президента Российской Федерации в области образования.

От детских моделей самолётов до космических проектов

Интересоваться конструированием Александр Моишеев начал ещё в школе. Тогда его увлекали детские модели планеров и самолетов. Именно в это время будущий конструктор и понял, что хочет создавать.

— Конструктор — это создатель. Причем создатель той творческой собственной мысли, которая в данный момент кажется самому наиболее интересной, наиболее оптимальной. А дальше уже ручками все это дело изготавливаешь. Было интересно, — рассказал Александр Моишеев.

Первое время он был уверен, что будет работать в сфере авиации. Именно она на тот момент казалась Моишееву пределом эстетического, технического творчества. Однако после запуска первого спутника и полёта Юрия Гагарина будущий конструктор задумался о космосе.

Моишеев считает, что разглядеть потенциал человека можно в раннем детстве. По его словам, некоторые дети часто ломают игрушки, другие — ломают и чинят.

— Если просто ломает, то в лучшем случае ребенок может стать испытателем в будущем. А вот если после того, как сломал, он придумал, как это починить, или как переделать эту игрушку, или как ее модернизировать... Тогда да, тогда задатки конструктора, можно считать, у него есть, — пояснил Моишеев.

Он подчеркнул, что эти задатки очень важно развивать, в чём ребенку потребуется помощь взрослых.

Из инженера в заместители генерального конструктора

Работу Моишеев нашел сразу после окончания Московского авиационного института. Однако первый рабочий день в качестве молодого специалиста был непростым, действовать приходилось в новых, непривычных условиях.

— Это пришло с годами. Для того чтобы стать конструктором, мне кажется, у меня ушло полтора-два года, — отметил Моишеев.

Для этого пришлось потрудиться. По словам Моишеева, конструктор на всех этапах создания техники — соучастник её дальнейшей жизни. Выпустив чертежи, специалист становится частым гостем цеха. Там он проверяет, правильно ли всё делают, так ли всё было задумано и всё ли получается. Потом этот же человек отправляется к испытателям на полигон. Там проверяет, всё ли идет по плану.

— На этих всех стадиях ты видишь, насколько твое изделие оптимально, насколько оно приспособлено ко всем этим стадиям жизненного цикла, чтобы было самому понятно. Когда ты уже прошел эти все стадии участия в жизненном цикле своего изделия, ты уже следующие изделия делаешь с учётом всех этих поправок, которые у тебя вырисовываются. Это и называется опыт, это и называется развитие, — отметил конструктор.

В профессиональном становлении Моишееву помог дружный коллектив. Именно коллеги дали толчок тогда ещё молодому специалисту для развития. Эти годы он считает самыми интересными.

— Творчество, рост от инженера-конструктора до ведущего инженера — это самый интересный период жизни. А дальше, когда конструктор, творец вынужден быть руководителем подразделения... Хорошо, если он удерживается на ролях играющего тренера, становится соавтором каких-то идей, предлагает что-то на основе более богатого опыта, какие-то конструктивные решения, — это здорово. Но когда он уже отрывается от конструкторской деятельности, там всё становится не так интересно, — подчеркнул Моишеев.

Самое сложное — невозможность переключиться на что-то другое во время работы над тем или иным проектом. Даже по дороге на дачу или в гости конструктор думал, как усовершенствовать своё изделие.

— Вот ушёл с работы, пришёл домой — продолжаешь об этом думать. Наступили выходные, поехал на дачу, копаешь, а думаешь об этом же. У конструктора этого из головы не выдернуть, — пояснил Моишеев.

Поиск «изюминки творчества»

Конструктор подчеркнул, что ценит все свои проекты. Однако, конечно, есть те, которые оставили свой особенный след как для него лично, так и в истории страны. В пример Моишеев привел то, как при его участии в 1983 году запустили на орбиту первый в Советском Союзе астрофизический космический проект, космическую обсерваторию «Астрон».

— В этом проекте мы, конструкторы нашего предприятия, совместно с Крымской астрофизической обсерваторией делали космический телескоп. Этот космический телескоп был для того времени самым крупным космическим телескопом в мире. <...> Тогда это был уникальный приём, который после выведения на орбиту показал свои очень хорошие характеристики. <...> После того как мы поняли, что это всё реально, что это все возможно при определённых усилиях и новаторских идеях, это дало эффект и удовлетворение не только мне, но и нашим руководителям, конструкторам, технологам, которые участвовали в нашем проекте, — подчеркнул Моишеев.

Космос ждут ещё многие прорывы и открытия, уверен конструктор. Ведь постоянно появляется что-то новое и в области материалов, и в области IT-технологий. При этом наиболее прорывным открытием Моишеев считает освоение новых видов энергий, технологий для средств выведения, доставки космических аппаратов в нужную точку.

— Сегодня, чтобы к Марсу улететь, надо около девяти месяцев. Даже к Луне трое-четверо суток надо добираться. А уж что говорить про какие-то другие звездные скопления, про другие планеты, которые относятся к другой звездной системе. Когда наука, техника, технология дойдет до того, чтобы сократить это время, это будет принципиальным переломом освоения космического пространства. Для этого сейчас многое делается, — заявил собеседник.

По его словам, эти вещи кажутся экзотическими сегодня, но возможны уже в обозримом будущем, в XXI веке. Моишеев не исключил, что этого добьется кто-то из молодых специалистов. Конструктор посоветовал не терять инициативу, все время развиваться и настраивать себя на поиск «изюминки творчества».

В этот день было

Первый полет опытного образца одноместного спортивно-пилотажного самолета Як-55
Введен в действие Устав о дисциплине работников гражданской авиации СССР
Состоялся первый полет истребителя МиГ-23С

На сайте МАИ можно разместить своё объявление или новость