90 лет назад вышел в свет первый номер газеты МАИ «Пропеллер»

26 января 2021
90 лет назад вышел в свет первый номер газеты МАИ «Пропеллер»

90 лет назад, 26 января 1931 года, в МАИ вышел в свет первый номер газеты «Пропеллер». Сейчас уже доподлинно неизвестно, кто придумал это энергичное название, но то, что газета его сохранила до настоящего времени — заслуга всех поколений маёвцев. Не сохранился и оригинал первого номера, есть только фотокопия, хотя подшивки «Пропеллера» хранят такой факт: «В редакцию зашёл один из старейших маёвцев Георгий Яковлевич Васильев, доцент кафедры авиационного металловедения. Он положил на стол ветхий, пожелтевший от времени листок — самый первый номер нашей газеты. Более 37 лет хранился он в семье одного из первых директоров МАИ Матвея Васильевича Бойцова». («Пропеллер» № 26 от 5 мая 1968 года).

На газету возлагались большие надежды и большая ответственность.

«Я глубоко уверен, что «Пропеллер» с первого же номера объединит вокруг себя лучшие силы института, которые сумеют отдать свою энергию, знания и педагогический опыт на то, чтобы в ближайшие сроки поставить наш втуз в передовые ряды ударных втузов Союза», — это слова напутствия директора института Матвея Васильевича Бойцова.

Горячее дыхание живой истории

С самого первого номера газета действительно стала коллективным организатором и пропагандистом. Но сейчас, по прошествии 90 лет, понимаешь, что «Пропеллер» стал носителем живой истории не только МАИ, но и страны. Перебирая листы фотокопий, перелистывая подшивки, вчитываясь в строчки газетных статей, вдруг осознаёшь, что история 30-х, 40-х, 50-х и т.д. годов XX века перестаёт быть чем-то далёким, как в параграфах учебников, а приближается на расстояние вытянутой руки.

Какими событиями и проблемами жили тогдашние маёвцы? Самыми разными. Вот хлёсткая заметка о нерадивых студентах, а вот — разгромная об «отвратительной работе столовых». А вот в нескольких номерах за 1932 год интереснейшая серия очерков «72 дня в Арктике» студента группы 16-08 Ходеева, работника «Пропеллера», который принимал участие в экспедиции ледокола «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа. А вот две зарисовки о студентах. Один — «Товарищ Ригосик, принимал участие в февральской и октябрьской революциях, воевал во время Гражданской войны, а в 34 года, в 1930-м, поступил в МАИ». Зарисовка называется «Его путь». А рядом с ней под названием «Один из многих» рассказ о второкурснике, студенте группы 13-26 Михаиле Янгеле. Да, да. О том самом, который стал выдающимся советским конструктором ракетно-космических комплексов, академиком АН СССР.

«Пропеллер» в годы Великой Отечественной войны

«Пропеллер» в годы Великой Отечественной войны — это особая, героическая страница истории МАИ. Принято считать, что в период с февраля 1942 по апрель 1943 года газета не выходила. Однако это не так. В номере 26 от 5 мая 1965 года была опубликована статья Шифрина «Суровые строки», в которой он рассказывает о том, что «в середине января 1942 в Москве возобновил работу МАИ, и было принято решение о возобновлении выпуска «Пропеллера». Только выпускался он тогда в виде стенной газеты. Шифрин возглавил эту работу. Была установлена связь с маёвцами на фронте, которые стали присылать «серые от фронтовой пыли фронтовые треугольники» с рассказами о боях и боевых друзьях. К сожалению, ни одной газеты такого формата не сохранилось.

А вот подшивки «Пропеллера» 1944 и 1945 годов сохранились. В них и боль, и мужество, и чувство безграничной гордости, и вера в Победу.

«Великую науку борьбы и ненависти изучали воспитанники МАИ. Сталью и свинцом они «на отлично» сдавали свои боевые экзамены... Смертью храбрых пали на поле боя маёвцы Михаил Дынкин, Валя Ступина, Михаил Лайхтман, Вадим Медведевский, Галина Докутович. Их имена будут жить в наших сердцах как символ благородного служения Родине...» («Пропеллер» № 8 от 23 февраля 1944 года).

Кадры решают всё

А потом пришла Победа! И «Пропеллер» отметил этот день специальным выпуском, который долгие годы читали и читают до сих пор многие поколения маёвцев. Стране как никогда нужны были квалифицированные кадры. С призывом поступать в МАИ выступали известные всей стране люди.

«Молодые патриоты нашей Родины! Поступайте в МАИ! ... Разве одна мысль о том, что твоя дерзкая и смелая мечта, что твой труд и труд твоих товарищей, воплощённый в прекрасные и совершенные формы из металла, стремится на крыльях ввысь, чтобы нести почётную вахту в голубых воздушных просторах, не заставляет сладко замирать сердце, ощущать величайшую радость и счастье творчества!» — Сергей Владимирович Ильюшин, Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. («Пропеллер» № 14 от 26 апреля 1949 года).

Пропеллер на целине

Ещё одна особая страница истории газеты — выпуск её на целине. «Комсомольская правда» от 11 октября 1958 года писала: «С неподдельной теплотой рассказывает о целинниках и их друзьях-студентах выехавшая на уборку в Казахстан многотиражка МАИ «Пропеллер» на целине». Дружба студенческая, дружба, скреплённая радостью труда и мозолями рук — главная тема газеты. Пафос труда, молодость, шутка, лукавый задор придают особую выразительность страницам «Пропеллера» на целине».

За плодотворную работу по мобилизации коллектива комсомольцев- студентов МАИ на успешное проведение уборки урожая 1958 года газета «Пропеллер» награждена медалью «За освоение целинных земель» и знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель».

Третий трудовой семестр

Целинные отряды положили начало мощному движению студенческих строительных отрядов. Тема ССО не сходила со страниц «Пропеллера» вплоть до начала 90-х годов. Заканчивалось лето, наступал сентябрь, и в редакцию газеты приходили студенты и студентки в стройотрядовских куртках с написанными от руки рассказами о том, как они работали на стройках Москвы и Подмосковья, Смоленщины и Крыма, Сибири и Дальнего Востока. «Чёткая организация, железная дисциплина, богатейший опыт, творческий подход к делу — вот что позволяет маёвским отрядам находиться в числе лучших ССО страны», — писал в «Пропеллер» комиссар ССО «Подмосковье-81» Владимир Михайлюк.

Под водой, в небе и в космосе

Научная работа сотрудников и студентов — постоянная тема в «Пропеллере» как прошлых лет, так и в настоящее время. В газете публиковались статьи о подводном аппарате Шельф СКБ «Океан», о студенческих спутниках «Искра», и, конечно, обо всех летательных аппаратах, выпущенных в ОСКБЭС МАИ. И сегодня «Пропеллер» не оставляет без внимания научные разработки, модели, проекты или готового изделия, созданных трудом и творческой мыслью маёвцев.

Приближая будущее

Со временем газета претерпевала изменения и развивалась в ритме новых жизненных скоростей. Ритме движения, драйва и инноваций. А с сентября 2018 года «Пропеллер» сменил формат и стал молодёжным журналом. В приоритете — материалы о многогранной жизни студентов. Об учёбе, научной деятельности, о спорте и творчестве. Как и прежде, в журнале много материалов, написанных самими студентами. Всё, как раньше.

Послесловие

Летят годы. Но «Пропеллер» не стареет. К сожалению, стареют и уходят авторы заметок, статей, стихов и очерков. Как много их было за эти 90 лет! Они были молодыми и неунывающими, студенты прошлых поколений!

Такими же, или не совсем такими, как поколение сегодняшнее. Они приносили в газету рассказы о своих спортивных рекордах, первых парашютных прыжках и полётах, о новых моделях и проектах, о своих достижениях в учёбе и труде. Они приносили свои стихи и фото.

Помнишь ли ты всех нас, «Пропеллер», наш верный боевой друг? В твоих 90 так много наших молодых лет, нашей молодости, которая, умножаясь на число наших сердец, стала твоей вечной юностью.

Галина Снедкова

На сайте МАИ можно разместить свое объявление, новость или анонсировать свое мероприятие

Предложить новость