Михаил Погосян об авиации, выборе профессии, лидерстве и трансформации МАИ
18 января 2021Ректор Московского авиационного института Михаил Асланович Погосян дал интервью международной платформе Noôdome, где рассказал о том, как складывался его профессиональный и карьерный путь в авиационной отрасли, как судьба привела его в МАИ, а также о том, как университет трансформируется в один из ведущих мировых политехнических вузов.
Детство и выбор профессии
Мои родители не имеют никакого отношения к авиационной отрасли. В детстве я жил на даче рядом с аэродромом Шереметьево и наблюдал, как самолёты заходят на посадку. Мне было очень интересно: ощущение близко к касанию самолётов, высота метров сто... Зрелище, когда огромная стальная машина заходила на посадку, заставляло меня задуматься о том, как такое вообще возможно.
Мне всегда нравилась инженерная деятельность. Я хотел видеть плоды своего труда материализованными. Мне не нравилось заниматься анализом физических явлений, процессов, астрономией. Когда я выбирал профессию, авиастроение было лидером технологического развития страны, оно во многом определяло развитие других отраслей: радиоэлектроники, материаловедения, двигателестроения и так далее.
Сегодня отрасль остаётся одной из самых высокотехнологичных, однако информационные технологии в значительной степени выходят на первый план, о чём говорят рейтинги крупнейших компаний мира. И тем не менее, если говорить о технологическом прогрессе, авиастроение сохраняет позицию одного из локомотивов развития индустрий. Работать в этой области — не просто конструировать какой-то отдельный агрегат, а видеть будущее, прогнозировать его и быть лидером изменений.
Выбор МАИ
В отличие от многих абитуриентов, которые пытаются в последнюю минуту определить, куда подать свои документы, я чётко знал, что поступлю в МАИ. Я учился в школе с углублённым изучением химии, и 80% моих одноклассников пошли в Менделеевский институт. Я же с самого начала знал, что это не моя сфера деятельности: я буду поступать в МАИ на факультет самолётостроения и участвовать в создании самых высокотехнологичных образцов промышленной техники в мире — сложных авиационных комплексов.
О своём месте в истории
Для меня важна и та работа, которой я занимался в течение долгого периода времени, создавая самые современные конкурентные на мировом рынке авиационной техники самолёты, и та, которую я веду сейчас — работу, связанную с подготовкой кадров — лидеров будущих изменений. Я бы не стал выбирать, какая для меня важнее.
Вчера, занимаясь разработкой авиационных комплексов, мы активно взаимодействовали по подготовке кадров с МАИ и другими вузами. Сегодня, посвящая себя подготовке кадров в МАИ, мы активно участвуем в различных научно-исследовательских работах, которые ведут предприятия индустрии. Это связанные между собой вещи. Результатами будут, с одной стороны, реальные продукты, а с другой — среда, которую удастся создать.
Если говорить о моём опыте, важен не какой-то отдельно взятый проект, а та среда, которая позволяет быть лидером на рынке авиационной техники. Большую часть своей карьеры я проработал на фирме Сухого, и мне кажется, что её главное достижение — коллектив, способный создавать самые современные авиационные комплексы — военные, а с разработкой «Суперджета» и гражданские.
Что движет авиаконструктором
Во-первых, авиация — красивая отрасль. Как сказал Андрей Николаевич Туполев, только красивые самолёты хорошо летают. Современный авиационный комплекс — в определённом смысле произведение искусства. Во-вторых, это произведение инженерной мысли, одна из отраслей, где собрано большое количество различного рода знаний. В-третьих, это амбиция. Авиастроение — одна из немногих областей, где наша высокотехнологичная индустрия была реально конкурентоспособна на мировом рынке.
У руководителя в авиационной индустрии одним из ключевых этапов является первый полёт самолёта. Я был причастен к большому количеству такого рода событий. В такие моменты чувствуешь результат хорошо выполненной работы. А завтра, или даже уже сегодня, нужно подумать о следующих этапах испытаний. Не бывает состояния эйфории, в котором пребываешь длительное время. Как только событие состоялось, оно стало историей, и ты должен двигаться вперёд.
Ключевой фактор успеха
Успех в любой деятельности приходит только к тем, кто искренне увлечён, это моя жизненная позиция. Я живу тем, чем занимаюсь, и считаю это ключевым фактором успеха. Наверное, есть какие-то исключительные таланты, которые легко добивались успеха, но я с такими не знаком. Это не только мой жизненный опыт, но и моих коллег. Я тесно работал с «Боингом», и их ключевые победы достигались очень увлечёнными и профессиональными людьми.
Трагедии с «Суперджетом»
У «Сухого Суперджет» было две катастрофы: одна в Индонезии в 2011 году и вторая в Шереметьево в 2019 году. Это, действительно, сложные моменты, но мы достаточно быстро поняли: с точки зрения материальной части, исправности авиационной техники, не происходило критических отказов — техника работала так, как должна была работать.
Авиация — самый безопасный вид транспорта, но, тем не менее, иногда там происходят такие события. О чём я сейчас думаю, так это о том, что уровень подготовки лётных экипажей — задача, над которой надо работать. Безусловно, когда сегодня 95% полёта проходит в автоматическом режиме и доля вмешательства человека в управление летательным аппаратом всё время снижается, стоит задача: как при небольшом практическом навыке обеспечить безопасность в моменты, когда лётчик должен принимать решение.
Авиастроение и политика
Прогресс гражданской авиационной техники за последние годы очень значителен. Появление таких новых продуктов, как «Боинг 787», А350 — безусловно, революция в гражданском авиастроении, и у России есть возможности создавать такие сложные авиационные комплексы.
В мире есть три центра проектирования авиационной техники: США, объединённая Европа и Россия. При тех масштабах рынка, которые есть в России, мы несколько отстали в области проектирования авиатехники. Отстали не в идеологии создания такого рода продуктов: мы просто не выводили на рынок новые самолёты в достаточном количестве. И программы, которые сегодня реализуются: МС-21, широкофюзеляжный самолёт — должны начать восполнять этот пробел.
Будучи заместителем руководителя, а затем руководителем «Сухого», я всегда считал, что для нас важно решать сложные задачи и быть лидерами. В мире должен появиться третий игрок, и совместный проект с китайскими коллегами, проекты с индийскими компаниями — то, что должно поменять расклад сил на мировом рынке авиационной техники.
Посол Советского Союза в США Анатолий Фёдорович Добрынин был выпускником самолётостроительного факультета МАИ. Считалось, что инженерная деятельность и деятельность политика имеет очень много схожего: надо учитывать большое количество факторов, уметь выстраивать балансы. Безусловно, политика — это и часть строительства сложных современных программ. Проект широкофюзеляжного самолёта, где ОАК взаимодействует с китайской корпорацией гражданской авиации КОМАК — это не чисто инженерные решения, это выстраивание глобальной международной кооперации.
О руководстве МАИ
Сегодня университет — одна из быстро меняющихся областей человеческой деятельности, потому что отвечать на новые вызовы, в первую очередь, будут специалисты, которых мы готовим. Это большая и интересная работа. Мне искренне интересно формировать трансформацию идеологии развития Московского авиационного института и отслеживать тенденции, которые происходят в мировом образовании. Параллельно с этим решение инженерных задач, участие в различного рода крупных проектах — тоже большая часть моей работы.
Верю ли я в трансформацию МАИ в один из ведущих мировых политехнических вузов? Верю. И то, что мы демонстрируем за последние четыре года, говорит о том, что вуз стал другим. Пришли намного более целеустремлённые, увлечённые люди; мы участвуем в крупных российских и международных инженерных проектах; существенно вырос интерес зарубежных студентов; большие международные вузы заинтересованы в сотрудничестве с МАИ. Это такие китайские вузы, как Шанхайский университет Цзяотун и Чжэцзянский университет, это Туринский политехнический университет, ведущая инженерная школа в Италии, ISAE Supaero, инженерный университет в Тулузе.
Мы знаем, куда двигаться дальше. Сегодня мы сконцентрированы на таких новых направлениях, как математическое моделирование, современные композитные конструкции, использование беспилотных летательных аппаратов в различных сферах деятельности, сервис высокотехнологичных продуктов.
Современный студент — человек, который, думает о своём будущем. Траектория студентов 30-40 лет назад была чётко прописана: вуз, распределение. Сегодня система образования построена на базе индивидуальных образовательных траекторий, а их нельзя кому-то навязать, это должен быть осознанный выбор конкретного человека. И я точно знаю, что сегодняшние студенты более ответственные и активные в принятии решений.
«С тобой у нас есть шанс»
Я рос в системе «Сухого», и у меня не было никаких преференций. Моя трансформация в лидера происходила путём решения последовательно усложняющихся задач: мне поручали новые задачи, я справлялся с ними. Я никогда не задумывался о карьерной лестнице. То, чего я добивался, заслуживало признания, и я двигался по этой лестнице, не прилагая специальных усилий, и даже в целом ряде случаев пытался затормозить этот рост. Так, я не хотел быть начальником бригады истребителей в отделе проектов в 28 лет. Я активно работал, у меня была семья, маленькая дочь, и я считал, что мне ещё надо набраться опыта. Мне сказали: «Слушай, назначив старшим более опытного человека, мы не получим ничего нового, а с тобой у нас есть шанс».
О лидерстве
Лидер — человек, который обладает видением, он способен объединить вокруг себя людей и искренне увлечён тем, чем занимается. Нельзя быть лидером по должности. Нельзя кого-то назначить, сказав: «Сейчас мы тебя назначим руководителем компании, и ты — лидер». Лидерами не назначают, ими становятся, в этом мой подход.
Я всегда работал с разными командами, разными людьми. И если ставишь им понятные цели, то всегда находишь взаимопонимание.
Про семью
У меня есть ещё одна важная часть жизни — моя семья. У меня двое детей, семь внуков. Каждый из них является интересным партнёром, каждый по-своему уникален. Это то, чему я всегда уделял много внимания, настолько, насколько мог, занимаясь большой сферой деятельности — авиастроением.