В Москве открыли мемориальную доску в честь выдающегося маёвца Марата Тищенко

12 октября 2020

В Рижском проезде в Москве 9 октября 2020 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь выдающегося конструктора вертолётов, генерального конструктора МВЗ им. М.Л. Миля, Героя социалистического труда, академика РАН и выпускника Московского авиационного института Марата Николаевича Тищенко. Доска была установлена на доме 5, где жил Марат Николаевич.

На мероприятии выступили генеральный конструктор холдинга «Вертолёты России» Николай Серафимович Павленко, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, шеф-пилот МВЗ им. М.Л. Миля Гурген Рубенович Карапетян, научный руководитель кафедры «Проектирование вертолётов» МАИ Юрий Михайлович Игнаткин, рекордсменка мира по вертолётному спорту, установившая ряд рекордов на разработанном Тищенко вертолёте Ми-26, Инна Андреевна Копец.

В 1950 году Тищенко поступил в Московский авиационный институт. В 1952 году в МАИ была организована кафедра «Проектирование вертолётов» и Тищенко стал одним из первых студентов вертолётной специальности. Во время учёбы в институте он увлекался строительством летающих моделей самолётов и вертолётов. Одна из его моделей вертолёта установила мировой рекорд продолжительности полёта, который был зарегистрирован Международной авиационной федерацией (FAI).

После окончания МАИ в 1956 году Марат Николаевич начал работать в качестве инженера конструкторского бюро, которым руководил Михаил Леонтьевич Миль. В 1959 году Тищенко был назначен начальником бригады аэродинамики, а в 1963 — начальником отдела перспективного проектирования ОКБ. Он выполнял работы, связанные с созданием вертолётов Ми-2, Ми-7, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-14.

В 1970 году Тищенко был назначен главным конструктором и ответственным руководителем конструкторского бюро. С конца 1970 года в ОКБ начался цикл работ, связанных с созданием вертолёта Ми-26, который проектировался как для военного, так и для гражданского применения. В 1982 году в связи с окончанием конструкторских работ и началом серийного производства вертолёта Ми-26 Тищенко было присвоено звание генерального конструктора.

Под руководством Марата Николаевича Тищенко проведена модернизация вертолётов Ми-24, Ми-8, разработаны вертолёты Ми-28, Ми-34, проведены работы по созданию вертолёта Ми-38.

1970-е и 1980-е годы в истории МВЗ им. М.Л. Миля по праву называются «эпохой Тищенко». Его огромный вклад в развитие отечественного и мирового вертолётостроения неоспорим: винтокрылые шедевры Ми-26 и Ми-28 до сих пор не имеют себе равных в мире. В 1988 году Тищенко был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1992 — действительным членом Российской академии наук. В 1992 году Тищенко ушёл в отставку с поста генерального конструктора МВЗ им. М.Л. Миля и продолжал работать в конструкторском бюро в качестве консультанта.

С 1977 года Марат Николаевич начал работать по совместительству профессором на кафедре вертолетостроения МАИ, руководил филиалом кафедры на МВЗ им. М.Л. Миля. С 1985 по 1987 годы после смерти профессора, доктора технических наук Ивана Павловича Братухина академик Тищенко руководил кафедрой «Проектирование вертолётов». В 1995 году он выступил инициатором проектирования лёгкого многоцелевого вертолета Ми-60 МАИ, который разрабатывался совместно Московским авиационным институтом и МВЗ им. М.Л. Миля при участии крупнейшего отечественного вертолётостроительного предприятия АО «Роствертол». В этот период по инициативе Тищенко приоритетным направлением развития кафедры «Проектирование вертолётов» МАИ стало комплексное внедрение современных компьютерных технологий проектирования, конструирования и расчёта в учебный процесс и научные исследования. Также Тищенко поставил и продолжительное время читал студентам курс лекций «Проектирование вертолётов», написал методическое пособие по выбору оптимальных параметров вертолётов одновинтовой схемы с использованием разработанной им программы для ЭВМ.

В 1993 году по инициативе и при непосредственном участии Тищенко было создано Российское вертолётное общество, президентом которого он являлся более 20 лет. За прошедший период обществом были проведены 11 Международных научных форумов по проблемам вертолётостроения, большинство из которых — на базе МАИ.

Родина высоко оценила заслуги Марата Николаевича, но главная награда — это память людей, наша благодарность талантливому руководителю, выдающемуся учёному и конструктору, неравнодушному и мудрому человеку. Вертолёты, созданные при участии и под руководством Марата Николаевича Тищенко, ещё долго будут летать и восхищать людей своим совершенством. Его имя навсегда вписано в историю отечественного и мирового вертолётостроения.

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"