Ректор МАИ прокомментировал сверхзвуковой самолёт Virgin Galactic
7 августа 2020Британская компания Virgin Galactic представила визуализацию пассажирского сверхзвукового самолёта, летающего со скоростью ракеты 3700 км/ч на высоте до 18 тысяч километров. Двигатели для лайнера будет конструировать Rolls-Royce.
Дизайн самолёта, разрабатываемого совместно с NASA, представляет крыло дельтовидной конструкции без законцовок и с большим вертикальным хвостовым стабилизатором. Заявленная скорость позволит совершать трансконтинентальные перелёты за 30-40 минут.
Ректор Московского авиационного института Михаил Погосян прокомментировал порталу Business FM характеристики нового сверхзвукового самолёта:
«Стандартная скорость, которая сегодня обсуждается для такого рода проектов, — 2 Маха, где-то 2500 км/ч. То есть 3700 км/ч — это большая скорость, на таких скоростях летают ракеты. Сверхзвуковая скорость военных самолётов — в районе 2500 км/ч. Это максимальная скорость, которая может использоваться очень кратковременно».
Касательно того, сколько времени пройдёт до того, как новый самолёт будет введён в коммерческую эксплуатацию, Михаил Асланович отметил, что, несмотря на то, что успешные проекты стандартных аэродинамических компоновок проходят такой цикл за пять-шесть лет, для такого рода проектов может потребоваться не меньше семи-десяти лет.
Заявлено, что новый лайнер будет оснащён салоном первого и бизнес-класса. Общее число пассажиров — от 9 до 19. В качестве топлива будет использоваться экологически чистый авиакеросин.
Учитывая, что понадобятся технологические исследования и уникальные решения, для создания такого самолёта компания Virgin Galactic будет привлекать многомиллиардные инвестиции. На волне успеха Илона Маска вполне вероятно, что инвесторы поверят в такой проект — к тому же в партнёрстве с NASA.
Однако по факту в случае, если эволюция от дизайна до хотя бы прототипа будет пройдена, окажется, что такой проект не будет иметь коммерческого будущего. Авиабилет на суперрейс будет по карману разве что миллиардеру. И вряд ли он захочет приобретать лайнер в собственность — слишком сложное и дорогое обслуживание. Расход топлива на таких скоростях должен быть запредельным. В результате, скорее всего, будет выпущено в лучшем случае несколько таких самолётов, что ещё более повысит стоимость их обслуживания, рассуждает аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
«Речь может идти только об использовании его как бизнес-джета, потому что для гражданской авиации на такие дальние расстояния будет безумная цена. Расход топлива на сверхзвуке — а они вообще на гиперзвук практически замахнулись — будет в разы, если не в десятки раз больше, чем у обычного самолёта на километр полёта. Плюс обычный самолёт везет 300 человек, а этот 19. Его разработка будет стоить многие-многие миллиарды долларов. Я думаю, 10-20 млрд долларов будет стоить только разработка. Разработать такой сложный самолёт и продать десять или даже 20 штук, конечно же, этим никак не окупить проект. А в чём смысл тогда вкладывать в это деньги?», — говорит Роман Гусаров.
Во второй половине ХХ века в СССР и Европе уже существовали сверхзвуковые пассажирские самолёты: Ту-144 и «Конкорд». Их скорости составляли более 2 тысяч км/ч. Советский Ту-144 был более сложным в управлении, чрезвычайно дорогой в обслуживании, а главное, требовал очень много топлива.
Ту-144 оказался экономически невыгодным, хотя государство какое-то время дотировало его пассажирские и грузоперевозки, а также пыталось приспособить его под военные нужды. В 1990-е лайнеры либо разобрали, либо продали в музеи. Один самолёт купили NASA и Boeing для научно-технических исследований.
Чуть более успешным оказался «Конкорд». Он был более экономичен в смысле расхода топлива и перевозил больше пассажиров. Двигатели для него конструировал тоже Rolls-Royce. Хотя в конце концов и перелёты «Конкорда» оказались безнадёжно убыточными, авиакомпании не захотели больше содержать в своём парке такие самолёты, и «Конкорды» перестали летать.