В МАИ разработали новые методы и средства для системы диагностики ракетных двигателей

7 августа 2019
В МАИ разработали новые методы и средства для системы диагностики ракетных двигателей

В Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) были разработаны способы и средства стыковки датчиков двигателя с системой диагностики на стендах НИК-751 для НПО «Энергомаш» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Данная система в режиме реального времени анализирует состояние двигателя по измеряемым параметрам и на основе полученных результатов формирует решение о тех или иных особенностях функционирования двигателя непосредственно в процессе испытания.

Качество данных имеет первостепенное значение для системы функциональной диагностики жидкостных ракетных двигателей. От погрешности средств измерения, условий применения или расположения датчиков зависит глубина диагностирования и, как следствие, эффективность решения поставленных задач. Для обеспечения точности анализа диагностических признаков были разработаны специальные алгоритмы, которые локализуют возникающую неисправность в пределах контура, агрегата или элемента конструкции двигателя.

«По существу, это шаг вперёд по сравнению с системой аварийной защиты, которая применяется на предприятии при огневых испытаниях жидкостных ракетных двигателей. С ростом производительности вычислительной техники появилась возможность в разы увеличить количество получаемой и обрабатываемой информации о состоянии двигателя: не по нескольким непрерывно изменяющимся измеряемым параметрам, используемым в системе аварийной защиты, а уже по десяткам прямо и косвенно измеряемых параметров», — отметил начальник отдела термогазодинамики, теплообмена и гидравлики НПО «Энергомаш», доктор технических наук профессор Давид Мартиросов.

Система функциональной диагностики жидкостного ракетного двигателя, основываясь на математической модели, позволяет описать взаимосвязь параметров, которые отражают текущее состояние двигателя. Новые методы и средства диагностики учитывают особенности конструкции и характеристики двигателя, что обеспечивает преимущество по сравнению с системой аварийной защиты. НПО «Энергомаш» планирует ввести систему функциональной диагностики жидкостных ракетных двигателей в промышленную эксплуатацию в марте 2020 года.

В этот день было

ОК «Мир» стал иметь полную конфигурацию из шести модулей
Начало эксплуатации варианта Ил-86 на 450 пассажиров
Выполнен первый пуск ракеты Х-29Л