Всероссийский экономический диктант: рассказывает завкафедрой МАИ
6 ноября 2018
Цель и аудитория
При проведении первого Диктанта в 2017 году перед нами стояла задача не только выяснить уровень экономической компетентности граждан, но и разжечь в них творческий интерес к последующему освоению экономики. Основываясь на уже проанализированных результатах нынешнего Диктанта я твёрдо могу сказать: мы достигли этой цели. Как повышения экономической грамотности аудитории Диктанта, так и привлечения к его написанию тысяч новых людей по всей России.
Обращаясь к более конкретным данным, прежде всего отмечу, что в этом году Диктант написали более 98 тысяч человек, что значительно превосходит прошлогодний результат (свыше 60 тысяч). Существенно увеличилось и количество региональных площадок, на которых он проводился. Если в прошлом году их число составляло 637, то в этом году было зарегистрировано уже 1294 площадки.
Ещё одним важным отличием нынешнего Диктанта от предыдущего является участие в нём Монголии, Приднестровья и Таджикистана, что позволяет говорить о достижении образовательной акцией международного уровня. С точки зрения активности отдельных российских регионов по числу созданных площадок следует в первую очередь отметить организаторов в Республике Крым, Воронежской области, Краснодарском крае, Республике Саха, Республике Татарстан. Там смогли повысить количество площадок не на какую-то незначительную долю, а в разы, что позволило привлечь к написанию Диктанта сотни и тысячи новых участников.
На пути к интеллектуальному совершенству
Проведя Диктант в 2017 году, мы определили тем самым базовый уровень экономических компетенций отдельных слоёв российского общества в качестве стартовой границы. Зародив тогда в участниках интерес к экономике, в нынешнем году мы смогли оценить тот путь, который они сами преодолели в стремлении к интеллектуальному совершенству. Как показал проведённый нами анализ, подавляющее большинство из них достигли впечатляющих результатов. Практически все категории участников смогли повысить собственную результативность. В среднем это увеличение составило от 15% до 20% в зависимости от категории. Соответственно, сократилось количество респондентов, сдавших Диктант менее чем на 30 баллов, и увеличилось число участников в двух верхних категориях — от 31 до 50 баллов и от 51 до 100 баллов.
В реальной жизни это — очень серьёзный прогресс. Мы должны понимать, что за каждым из подобных числовых значений стоят огромная работа участников, их интеллектуальный труд и упорство, которые они проявили на пути к экономическим знаниям. Важным является и то, что среди этих участников — не только учащиеся школ, колледжей и вузов, но и уже работающие профессионалы из разных отраслей, преподаватели и учёные. Каждый из них внёс в эти результаты тот посильный вклад, который на более высоком уровне позволил получить реальный синергетический эффект. И для нашей экономики, экономики ограничений, этот прогресс является важным знаком: в условиях кризиса общество не только консолидируется, но и активно учится эффективному управлению собственными ресурсами.
По моему глубокому убеждению, в современной экономике первостепенными факторами становится не только интеллект, но и способность к активному самообучению, саморазвитию. Растущая сложность — как общей экономической системы, так и отдельных её направлений — требует от людей всё большей компетентности. Сегодня простая остановка на этом пути означает в реальности шаг назад: когда человек не развивается сам — его тут же опережают другие. То же самое и с экономикой, ведь, по сути, экономика — это те же люди. Нерациональные финансовые решения, слабое понимание рыночных механизмов и элементарной макроэкономики — это лишь малая доля пробелов, которые делают человека уязвимым в повседневной жизни, приводя подчас в крайне сложное материальное положение. Наиболее важно это именно в условиях кризиса, когда отсутствие экономической компетентности обходится людям особенно дорого и способно стать причиной их банкротства.
Потенциальные лидеры будущей России
Диктант в этом смысле — тот мощный интеллектуальный импульс, который направляет общество к столь необходимым ему экономическим знаниям. Затрагивая в своих вопросах большую часть ключевых экономических компетенций, он тем самым позволяет самому участнику выявить свои слабые стороны в этой сфере, наметив благодаря этому конкретные разделы экономики для более полного освоения. Анализируя собственные результаты выполнения Диктанта на портале Вольного экономического общества России, каждый участник может выработать собственные стратегию и тактику самостоятельного обучения. Сам Диктант при этом становится для него необходимой обратной связью для проверки уровня своей экономической компетентности.
Рассмотрев сам Диктант и его роль в экономике глобально, мне бы хотелось коснуться такой важной темы, как роль в судьбе России отдельных его респондентов. Как известно, Диктант является исключительно добровольным общественным мероприятием, участие в котором могут принимать все лица старше 14 лет. И для меня сам факт участия в нём каждого из написавших его людей — это столь же важный символ, как и те полученные ими суммарные высокие результаты.
По моему глубокому убеждению, участники Диктанта — это потенциальные лидеры будущего, которые обладают ответственностью не только за свою судьбу, но и за экономическое процветание России. Ведь лидерство как качество личности и означает наличие как высокого интеллекта и ответственности, так и способности использовать их для того, чтобы вести за собой других людей. Это готовность выйти из так называемой личной «зоны комфорта» ради действительно важной цели. Каждый, кто пришёл на одну из региональных площадок и написал Диктант, — в действительности вышел из этой «зоны комфорта», доказав в первую очередь самому себе, что способен сделать волевой шаг в направлении интеллектуального роста как основы его личного вклада в будущее России.