В МАИ прошёл круглый стол, посвящённый открытию Антарктиды

1 февраля 2016

29 января 2016 года в конференц-зале Музейно-выставочного комплекса МАИ прошёл круглый стол на тему: «Историческое и современное значение открытия Антарктиды великими русскими мореплавателями в 1820 году».

С вступительным словом выступил капитан 1 ранга в запасе, кандидат политических наук Михаил Ненашев — председатель Общероссийского движения поддержки флота. Михаил Петрович подчеркнул, что возглавляемое им движение уже более 20 лет ведёт активную работу, касающуюся вопросов большей активизации участия России в исследованиях и в развитии Антарктиды. Этот материк, открытый 28-29 января 1820 года русской экспедицией под руководством капитана 2 ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Петровича Лазарева в результате двухлетнего плавания 200 русских моряков на шлюпах «Восток» и «Мирный», является потенциальным ресурсным резервом для человечества. Недра Антарктиды, установили геологи, содержат значительные залежи железной руды, каменного угля, меди, никеля, свинца, молибдена, графита и других полезных ископаемых. Площадь континента, расположенного на самом юге Земли, составляет более 14,4 млн. км2 (почти в 2 раза больше, чем Австралия), из них 1,6 млн. км2 приходится на шельфовые ледники, что равняется 90% мировых запасов пресной воды. С большим интересом относятся к Антарктиде учёные из разных стран, которые специально туда приезжают, чтобы разрешить многие научные проблемы. Поэтому, подытожил свою вступительную речь М. Ненашев, мы и решили провести круглой стол, посвящённый открытию Антарктиды, в контексте развития морских, авиационных, других транспортных коммуникаций, науки, образования и экономики именно в научном исследовательском университете — Московском авиационном институте.

Приветствуя гостей, проректор МАИ, доктор технических наук, профессор М. Ю. Куприков сказал, что МАИ подготовил более 150 тысяч инженеров, и в создании тех самолётов, которые летали и летают в Антарктиду, принимали участие и маёвские выпускники. И на этом поприще продолжают трудиться наши ребята. Очень кстати в подтверждение этих слов прозвучало выступление директора организации «Полярная инициатива» Н. М. Куприкова, который занимается вопросами разработки научно-методического обеспечения проектирования развития перспективной полярной авиации и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структурно-параметрический анализ влияния моментно-инерционного фактора на облик самолёта арктического базирования».

С 1956 года начали летать в Антарктиду наши самолёты Ил-2, Ил-12, а с 1960 года им на смену пришёл Ил-14, продолжил поднятую тему заслуженный лётчик-испытатель, заместитель генерального директора — начальник Лётно-испытательного центра ГосНИИ ГА, Герой Российской Федерации Рубен Есаян. Рубен Татевосович с 2001 года на протяжении 10 лет выполнил около 90 полётов на Южный полюс и в центральные районы Антарктиды. Лётчик рассказал, как 11 ноября 2007 года на самолёте Ил-76 ТД он с экипажем полетел на полярную станцию «Восток», чтобы доставить топливо. Однако из-за внезапно изменившихся погодных условий приземлиться они не смогли. Поэтому решили десантировать груз на парашютах. Им удалось, сделав шесть заходов, десантировать на парашютах с высоты 400 метров на размеченную площадку рядом со станцией 27 платформ со 168 бочками с топливом. Таким образом станция «Восток» была спасена. До сих пор ни одному иностранному лётчику не удалось осуществить подобную уникальную операцию. Рубен Есаян выразил уверенность, что модернизированный вариант самолёта Ил-76 и имеющий большой запас топлива Ил-114 будут выпущены в России в серийное производство и станут служить, в частности, и на благо дальнейшего освоения Антарктиды.

Начальник Антарктической станции «Новолазаревская» во время 50-й и 59-й Российских антарктических экспедиций 2005-2006 годов и 2013-2014 годов Михаил Бугаев рассказал, как впервые на судне «Адмирал Фёдоров» добирался в течение 45 дней до берегов Антарктиды через Кейптаун. Михаил Викторович подробно рассказал и об истории станции «Новолазаревская», о проводимых на ней научных исследованиях и перспективных планах на будущее.

Контр-адмирал П. С. Орлов также принял участие в работе круглого стола. Пётр Семенович подчеркнул, что открытие Антарктиды и работа там российских исследователей имеет большое военно-стратегическое значение.

На наиболее значимых задачах — сохранении экологической чистоты Антарктиды, акцентировал внимание первый заместитель руководителя администрации Северного морского пути Федерального агентства морского и речного транспорта Николай Монько. «Для достижения этой цели в настоящее время разрабатываются соответствующие законы, регламентирующие правила и требования к судам, их оборудованию и подготовке командного состава», — сказал Николай Афанасьевич.

Научный сотрудник Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанологии, участник трёх рыбопромысловых экспедиций в Антарктиду Илья Гордеев рассказал много интересного об обитателях водных глубин этого континента. Собравшиеся в конференц-зале узнали, что существует более 200 видов антарктических рыб, отличительной особенностью которых является отсутствие в крови красных кровяных телец — гемоглобина, и наличие гликопротеинов, благодаря чему точка замерзания крови становится ниже, чем в окружающей морской среде. Илья Иванович выразил надежду, что у России появится своё судно, которое даст возможность проводить дальнейшие исследования и определить перспективы рыбного промысла в водах Антарктиды. С большим интересом слушали выступление И. Гордеева присутствующие на мероприятии курсанты «Московской государственной академии водного транспорта», поскольку этот колледж готовит техников по ремонту судов. И как знать, может быть в будущем служба кого-то из сегодняшних курсантов будет связана с антарктическими судами.

Высокую оценку подготовленным в МАИ специалистам, с которыми ему на протяжении многих лет приходится тесно и плодотворно сотрудничать, дал адмирал И. Ф. Васильев. С 1991 по 1999 год Иван Фёдорович занимал должность заместителя главнокомандующего ВМФ России.

А почему же всё-таки круглый стол на тему: «Историческое и современное значение открытия Антарктиды великими русскими мореплавателями в 1820 году» было решено провести в МАИ? На этот вопрос дал краткий и исчерпывающий ответ в своём выступлении писатель и публицист Карэм Багирович Раш: «Ведь океан водный и воздушный — это единая система».

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8