Кубок МАИ по авиамодельному спорту пройдёт в сентябре
10 февраля 2014Международная федерация аэронавтики FAI, которая объединяет все авиационные виды спорта, опубликовала на своём сайте календарь международных соревнований на 2014 год. Одним из этапов Кубка Мира по авиамодельному спорту в 2014 году станут международные соревнования в классе моделей «Воздушный бой» — «MAI Cup» memory P. Grushin («Кубок МАИ», посвящённый памяти академика П. Д. Грушина). Состязания запланированы с 5 по 7 сентября на территории ОУСЦ МФП «Планерная» (городской округ «Химки»).
Соревнования на Кубок МАИ имеют статус Этапа Кубка Мира (всего в течение спортивного сезона проходят 20 этапов Кубка Мира в различных странах мира) и являются самыми представительными, ежегодно собирая наибольшее количество участников. В 2014 году соревнования на Кубок МАИ пройдёт в одиннадцатый раз и в них примут участие более 70-ти экипажей спортсменов из 10 стран мира.
Напомним, что в 2013 году первое место в командном зачёте заняла объединённая команда Испания — Мексика. Уверены, что команда МАИ захочет взять реванш за прошлогоднее поражение.
Соревнования будут проходить по следующей программе:
- 5 сентября в 10:00 — первый день соревнований (1, 2 туры)
- 6 сентября в 10:00 — торжественное открытие, в 11:00 — продолжение соревнований;
- 7 сентября в 9:00 — продолжение соревнований, финал, в 17:00 — награждение, закрытие соревнований.
Вход для зрителей свободный. Приглашаются все желающие посмотреть красивое зрелище в прекрасной обстановке!
Проезд к месту проведения соревнований
- Электропоездом с Ленинградского вокзала до платформы «Химки».
- от станции электропоездов «Химки» автобус № 22;
- от станции метро «Планерная» автолайн № 154;
- от станции метро «Речной Вокзал» автобус № 370, автолайн № 105;
Правила проведения соревнований
По результатам жеребьёвки спортсмены разбиваются на пары, между ними проводится «бой», который выявляет победителя и проигравшего (в случае ничейного результата — дополнительный «бой» до выявления победителя), затем опять общая жеребьёвка и «бои». «Бои» после каждой жеребьёвки называются «туром», после проведённых двух туров участники, имеющие два поражения, к жеребьёвке на третий тур не допускаются.
В ходе соревнований спортсмен, получивший второе поражение, — выбывает из соревнований. Спортсмены с одним поражением или без такового участвуют в соревнованиях на равном основании. В конечном итоге остаются два спортсмена, которые разыгрывают финал. Иногда финал состоит из трёх боев, если финалисты не имеют поражений.
Правила проведения «боя»
Перед выходом на старт модели спортсменов (в каждый «бой» допускается по две модели) проходят технический контроль. Длина троса управления моделью (корд) — 15 метров 92см. (± 4 сантиметра). Круг полёта — 100 метров. Двигатели объёмом 2,5 куб.см.
В полётном кругу одновременно находятся два спортсмена. Диаметр полётного круга 4 метра. Заступ спортсмена на линию полётного круга во время «боя» карается штрафом в 40 очков.
Соперникам выдаётся по одной ленте разного цвета (двухметровая прочная нитка диаметром 2 мм. и трёхметровая пластиковая лента шириной 3 см.). Лента прикрепляется к модели и в случае падения лента, её оставшаяся часть или нитка переносится на вторую модель.
Даётся 30 секунд на запуск двигателей, затем по команде «старт» бой длится четыре минуты. Заканчивается также по команде судей.
Цель «Воздушного боя» набрать больше очков, чем соперник. 100 очков присуждается за каждый отруб пластиковой ленты соперника (величина отруба не имеет значения), 2 очка за каждую секунду полёта модели в четырёхминутный период «боя». Так же штрафные очки за различные нарушения правил.
Особенности и привлекательность соревнований
В настоящее время модели практически всех спортсменов имеют похожую схему — «летающее крыло» размахом 1.2 метра. Стоит также отметить, что двигатели с применением новейших технологий для авиамоделей выпускаются несколькими производителями в мире. При объёме 2, 5 куб. см. двигатель развивает мощность 1. 2 л. с., обороты винта — до 32 000 об./мин., диаметр винта — 160 мм. Скорость полёта модели достигает 170 км/ч., при этом радиус разворота или петли модели менее 1,5 метра.
Собственно модель не имеет решающего значения, гораздо большее значение имеет слаженность работы экипажа (пилот и механик) навыки и тактическая выучка пилота.
При таких скоростях и управляемости модели непросто не врезаться в землю, не столкнутся с соперником, не спутаться с соперником кордами. Отрубить ленту можно только пропеллером. Для этого необходимо в момент атаки совместить с соперником ручки управления, учитывая снос ленты по ветру (при этом отрубить как можно меньший кусок ленты). Редко спортсмену удаётся сделать более 5 отрубов ленты соперника. Зачастую результат победителя 2 — 3 отруба. Добавляет интерес к «бою» различный тактический «арсенал» соперников. Например, преднамеренный таран модели соперника в надежде взлететь повторно быстрее и выиграть драгоценные секунды. Или тактика «от обороны», которая заключается в «подтягивании» соперника ближе к земле в надежде на его падение или промах в атаке, затем стремительная контратака, «прогон» соперника по всему полётному кругу, которая не позволяет сопернику совместить ручки управления, и т.д.
Одним из главных факторов высокой популярности этих соревнований — удобное место их проведения. Для зрителей предусмотрены оборудованные защитной сеткой (на случай отрыва модели) трибуны, палатки с шашлыками и напитками, ресторан.