Трамплин в большую науку: студент МАИ о том, как Студенческое научное общество стало его главным карьерным лифтом

12 января 2026
Трамплин в большую науку: студент МАИ о том, как Студенческое научное общество стало его главным карьерным лифтом Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Можно ли на втором курсе работать над задачами уровня Starlink и готовить спутник к запуску? Студент института № 6 МАИ «Аэрокосмический» Даниил Лазарев отвечает утвердительно. За год в Студенческом научном обществе (СНО) университета он не только нашёл единомышленников для реализации своих научных идей, но и запустил два сложных проекта, стал финалистом кейс-чемпионата Роскосмоса и выиграл чемпионат «Полезная нагрузка – 2025». В интервью Даниил рассказал, как СНО МАИ превращает студентов в инженеров-практиков.

Даниил, как ты попал в Студенческое научное общество Московского авиационного? 

Всё решил один обеденный перерыв. Я сидел в коворкинге третьего корпуса и услышал, как двое студентов обсуждают запуск инженерных проектов и ищут активных ребят. Тема зацепила настолько, что я буквально ловил каждое слово, а потом решился подойти. Так я познакомился с руководителем направлений развития СНО Вадимом Дорофеевым. В тот же вечер он провёл мне экскурсию по лабораториям и предложил стать частью коллектива. Для меня это был моментальный переход из состояния «просто студент» в состояние «участник серьёзных научных проектов». Это очень мотивировало что-то придумывать, разрабатывать.

Чем СНО МАИ реально может помочь студенту? Это ведь не просто что-то из разряда «быть активистом».

Я бы сказал, что это практический инструмент для студента, который позволяет сразу начать применять свои знания и умения на практике – в реальных исследованиях и инженерных задачах. Например, есть возможности проявить себя в хакатонах и презентовать личный проект на серьёзной конференции, где присутствуют представители индустрии, заинтересованные в разработках. Благодаря СНО МАИ появляется масса возможностей довести свою идею до конкретного результата. 

Но самое ценное — это нетворкинг. Представляя СНО на мероприятиях, я познакомился с сильнейшими инженерами и исследователями страны. Сейчас мы вместе работаем над серьёзными проектами, и это помогает мне выстраивать свою профессиональную траекторию. Немаловажно и то, что за работу в СНО есть возможность получить материальную поддержку — проще говоря стипендию за ведение научной деятельности.

Расскажи о своём главном научном проекте. Есть ли такой и о чём он?

Я работаю над созданием алгоритма динамического распределения и прогнозирования частотных ресурсов для низкоорбитальных спутниковых группировок. Если по-простому: когда спутники летают близко, они мешают друг другу в радиоэфире. Мой алгоритм позволяет им самим, в децентрализованном порядке, «договариваться» о работе на тех или иных частотах в режиме реального времени. Спутники будут не просто реагировать на помеху, а прогнозировать её примерно за минуту и перестраиваться.

На какой стадии сейчас находится проект?

Уже собрана полноценная модель поведения спутников на низкой орбите, разработан прототип алгоритма DPFA-LEO, построены прогнозирующие модули на основе фильтра Калмана. Проведённые симуляции показывают рост спектральной эффективности и уменьшение конфликтов. Также на данный момент подготовлен черновик научной статьи, где весь теоретический базис и описание алгоритма собраны воедино. Разработка будет полезна всем спутниковым операторам — таких решений сейчас нет даже у Starlink.

Ты сказал, что работаешь над несколькими серьёзными проектами. Чем ещё можешь похвалиться?

В рамках кейс-чемпионата Роскосмоса я создал команду «ИГ «Апоцентр» – состоит из маёвцев – инженеров, радиоспециалистов, программистов. Наш проект, «Карта радиомолчания: поиск идеальных зон для наземных обсерваторий», является логическим продолжением моей основной научной работы. Он предполагает создание спутника, который будет пассивно анализировать радиоэфир Земли и строить карту радиопомех, выявляя зоны с минимальным уровнем шума. Это решение будет полезно как радиоастрономам, так и операторам связи.

Что входит в комплекс работ по проекту?

Отмечу, что мы уже проделали огромную работу: разработали полный цикл проекта — от концепции до обоснования; создали прототип полезной нагрузки для записи сигналов; описали систему обработки сигнала на борту и алгоритмы реконструкции карты шума; рассчитали план производства, риски, энергетическую и тепловую модели. По итогам чемпионата мы оказались в финале, войдя в топ-10 лучших научных команд страны. Внутри чемпионата также проводился ещё один конкурс – «Полезная нагрузка — 2025». В нём мы заняли первое место. 

Победа за победой! Как удалось обойти соперников?

Участвуя в «Полезной нагрузке», мы изначально делали ставку на глубокую проработку идеи. Для нас было принципиально важно доказать, что проект физически и инженерно реализуем на малом спутнике. Поэтому мы уделили большое  внимание архитектуре, физике процесса, математическому обоснованию и моделированию. 

Как была распределена работа в команде?

Нас было четверо. Я занимался связью, программной архитектурой, SDR (технологией радиосвязи, в которой ключевые функции обработки сигнала реализованы с помощью перестраиваемого программного обеспечения, а не жёстко заданы аппаратно) и алгоритмами. У других маёвцев из команды также были немаловажные роли. Егор Лицкевич из института № 6 МАИ отвечал за орбитальную механику и моделирование движения. Дарья Горбачёва из института № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ работала с радиофизикой и астрономическими аспектами. Мы постоянно всё обсуждали вместе, поэтому каждый понимал, что должен представлять собой конечный продукт. Я считаю, что грамотное распределение задач – залог успеха реализации проекта.

Как думаешь, что стало самым сильным аргументом для жюри?

Мы создали большую Python-симуляцию. Она моделировала движение спутника, приём сигнала, изменение фазы и работу алгоритма. На выходе получилась анимированная визуализация, которая наглядно показала, как всё работает, и очень упростила объяснение. И отдельно — 11 листов математических расчётов, подтверждающих реализуемость, точность и учёт ошибок. После отбора мы ещё раз встретились с экспертами, получили ценные правки и доделали проект до идеального состояния.

Что чувствовали в финале, на защите проектов?

Когда мы слушали первую команду с реальным опытом выведения оборудования на орбиту, честно, казалось, что нам будет сложно. Но наша защита прошла спокойно и уверенно. Нас похвалили за лаконичность и понятную подачу. А когда объявили результаты, мы почему-то искренне удивились (смеётся. - Ред.)

Что сейчас происходит с этим проектом? Какие ближайшие планы?

После чемпионата планируем и дальше реализовывать проект – надеемся на скорый реальный запуск спутника на орбиту в рамках большого федерального проекта «Кадры Роскосмоса», участниками которого стали по итогам чемпионата. Спасибо СНО МАИ, что даёт возможность участвовать в различных больших программам, продвигать свои проекты,  воплощая в реальность даже самые смелые идеи.

В этот день было

Презентация многофункционального истребителя «МиГ»
Первый полет Ан-74ТК
Запуск в производство вертолета Ми-26Т