От новичка до топ-пилота: как хобби привело студента МАИ к победе на Гран-при Всероссийской студенческой лиги по гонкам дронов

15 декабря 2025
От новичка до топ-пилота: как хобби привело студента МАИ к победе на Гран-при Всероссийской студенческой лиги по гонкам дронов Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

В конце этого года Гран-при Всероссийской студенческой лиги по гонкам дронов объединил 30 пилотов из 16 регионов страны. В их числе выступил первокурсник института № 12 «Аэрокосмические наукоёмкие технологии и производства» МАИ Арсений Шестаков. Он обошёл своих соперников и стал лучшим в дисциплине «Технический симулятор» и в реальных гонках. Ключ к победе — холодная голова и умение справляться с дрожью в руках, когда оборудование подводит. В интервью Арсений рассказал, за что полюбил гонку дронов, с чего начинать в этом деле и с какими испытаниями сталкивается пилот.

Арсений, поясни, пожалуйста, что собой представляет гонка дронов? Как выглядит соревнование с точки зрения пилота?

Если коротко, то это гонки, где ты управляешь беспилотником от первого лица. У пилота есть дрон, пульт и FPV-очки, на которые в реальном времени передаётся картинка с бортовой камеры. Задача — пролететь сложную трассу, состоящую из множества элементов, быстрее соперников. Соревнование обычно делится на этапы — квалификации. Результат может определяться либо по самому быстрому времени одного пройденного круга, либо по наибольшему количеству кругов, которые пилот успевает сделать за отведённое время.

В Гран-при участвовали 30 сильнейших пилотов страны. Что оказалось самым сложным для тебя в соревнованиях?

Для меня, как и для многих пилотов, главной трудностью было справиться с волнением: удержать руки от дрожи, сосредоточиться на трассе и безошибочно пролететь. Дополнительную сложность создавала сама площадка — трассу для малых коптеров построили в помещении с множеством колонн. Из-за них сигнал видеопередатчика отражался, и картинка в FPV-очках периодически пропадала, что мешало всем пилотам. Моё задание заключалось в том, чтобы за ограниченное число попыток продемонстрировать лучшее время прохождения.

Чем тебя удивили соревнования Всероссийской студенческой лиги по гонкам дронов? Какой момент запомнился больше всего?

Больше всего поразил высокий уровень организации: одновременно проводить разные дисциплины с 30 участниками и большим количеством квалификационных вылетов — задача непростая. В гонках мне больше всего нравятся эмоции во время полёта, новые локации, общение и возможность показать результат, которого добился благодаря упорным тренировкам.

Ярким моментом стал полуфинал. В моей группе собрались самые быстрые пилоты квалификации, и это было действительно интересно.

Были ситуации, когда всё шло не по плану? Как удалось восстановиться и не потерять настрой?

Конечно! Гонки часто напоминают лотерею: оборудование может подвести в самый неподходящий момент. У меня, например, вышли из строя FPV-очки, и изображение с дрона стало прерывистым. Справиться с проблемой мне помогли друзья, которые одолжили мне своё оборудование во время вылета и тем самым помогли дойти до финала и выиграть гонку. В пилотской зоне всегда царит дружественная атмосфера: каждый готов помочь в трудную минуту, что очень ценно. А настоящими соперниками на время становятся только те пилоты, которые летят одновременно.

Расскажи о подготовке: сколько тренировался, как выстраивал стратегию?

Перед соревнованиями я не стал резко увеличивать количество тренировок: обычно каждый день посвящаю примерно час полётам в симуляторах и пару раз в неделю тренируюсь на реальных дронах. Базу мне когда-то дал руководитель кружка в Московском дворце пионеров — опытный наставник, подготовивший много сильных пилотов. Благодаря полученным навыкам я продолжаю развивать технику и скорость.

Стратегию всегда выстраиваю по ситуации. В начале вылета стараюсь спокойно набрать темп и понять уровень соперников. Если вижу, что они летят медленно, делаю акцент на стабильности: не рискую, избегаю столкновений, веду дрон спокойно. Если же темп высокий, тогда выкладываюсь на полную — выбираю узкую траекторию, позволяющую пролетать ближе к элементам, даю больше газа на прямых траекториях и держу ритм. Такой подход и помог мне выиграть финальный вылет.

В каких соревнованиях ты раньше участвовал? Есть ли победа, которая стала для тебя особенно ценной?

Я принимал участие в гонках дронов всех регламентированных классов, которые проводятся в России: микродроны 65/75 мм, свободный и самый быстрый класс 200 мм и большие дроны 330 мм, в основном предназначенные для командных гонок, где два пилота поочерёдно проходят заданное количество кругов быстрее других команд. Кроме того, есть соревнования в техническом симуляторе — виртуальная среда с максимально приближенной физикой, где тоже можно проверить свои навыки. 

Мне особенно запомнилась поездка в Казань на соревнования «Пилоты будущего» в прошлом году, где участвовало 500 команд по три человека — два пилота и один механик. Пройдя через множество этапов, наша команда Московского дворца пионеров заняла второе место в главной гонке, а в отдельных категориях выиграла три золотых медали.

Когда ты начал увлекаться гонками на дронах? Чем они тебя зацепили?

Моё увлечение гонками началось в 2021 году, когда на день рождения мама подарила мне курс МАИ по сборке и управлению дронами. Там я познакомился с принципами работы квадрокоптеров, научился базовому пилотированию и был впечатлён высоким уровнем преподавателей. Это хобби сразу меня увлекло, и я захотел научиться управлять дронами на более продвинутом уровне. Чуть позже я узнал о кружке в Московском дворце пионеров, где обучался продвинутому пилотированию до 18 лет. К тому времени я уже участвовал в различных гонках в составе профессиональных пилотов под руководством одного из лучших наставников — Константина Семёновича Волощука.

Какие качества важно развивать пилоту?

Важно сохранять спокойствие. В гонках управление дроном полностью зависит от точности движений, и если руки дрожат от страха, можно проиграть или повредить аппарат — контролировать полёт становится очень сложно. Кроме того, как и в любых соревнованиях, всегда есть лидеры, которых невозможно обойти без усидчивости, терпения и постоянной практики. Регулярные тренировки и целеустремлённость — ключевые качества, которые действительно приводят к успеху.

Расскажи о себе: на какой кафедре учишься? Почему решил поступать в МАИ?

Я учусь на первом курсе кафедры 1203 «Технологии производства приборов и информационных систем управления летательных аппаратов». С детства мечтал связать свою жизнь с авиацией и видел себя пилотом самолёта. Но к моменту поступления уже серьёзно занимался гонками дронов и освоил 3D-моделирование. Это подтолкнуло меня выбрать соответствующий путь в МАИ, чтобы не только управлять дронами, но и создавать собственные, совершенствовать их. В университете я уже нашёл группу единомышленников — таких же увлечённых пилотов. Будучи одним из сильнейших спортсменов в стране, делюсь с ними своим опытом.

Какой совет ты бы дал студентам, которые только начинает свой путь в гонках дронов?

Частая ошибка новичков — пытаться сделать всё и сразу: собирают большой гоночный дрон, пропускают этап подготовки в симуляторе, а потом удивляются, почему он разбивается. Многие просто не знают, с чего начать, боятся задавать вопросы. Но этот спорт требует поэтапного развития. Самый логичный путь — начинать с основ. Первым делом нужно купить аппаратуру для управления и освоить азы в симуляторе. Это безопасно и учит основам пилотирования. Потом можно перейти к настоящему дрону. Идеально для этого подходит TinyWhoop — это такой класс микродронов, на котором можно уверенно летать дома, не рискуя что-нибудь разбить. Освоив полёты дома, можно смело участвовать в локальных гонках, где есть возможность  оценить свой уровень, посмотреть на других пилотов и их технику. И только после этого имеет смысл собирать свой первый недорогой гоночный дрон. Но надо быть готовым, что половина времени в этом хобби — это не полёты, а пайка и ремонт. С опытом оборудование, конечно, будет меняться на более продвинутое. Главное в этом деле – усидчивость, усердие, вера в себя и желание совершенствоваться.

В этот день было

Решение об участии российских предприятий в создании космического ракетного комплекса “Циклон-4”
Учредительная конференция Ассоциации деловой авиации
Первый полет транспортного самолета Ан-70 с ТВВД Д-27