Хотел быть рок-звездой, но променял концерты на пары в МАИ: преподаватель Роман Ким о поисках призвания
12 декабря 2025
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив
Он мог бы стать рок-звездой или управлять поездом метро, но выбрал науку и МАИ. Попытка начать карьеру в крупной компании лишь убедила: от призвания не уйдёшь. Сегодня преподаватель и заведующий кафедрой 304 «Вычислительные машины, системы и сети» Роман Ким готовит востребованных специалистов для ИТ-отрасли и учит студентов не просто выполнять задачи, а понимать их суть. В интервью он рассказал, как настольный теннис помог стать маёвцем, в чём видит свою преподавательскую миссию и почему работа в университете делает его по-настоящему счастливым.
Роман Валерьевич, давайте начнём с самого начала: где вы учились и что стало самым ценным опытом тех лет? Кто из преподавателей или наставников повлиял на вас сильнее всего?
Я окончил кафедру 704 «Информационно-управляющие комплексы летательных аппаратов» МАИ в 2005 году. Тогда это был седьмой факультет МАИ, а сейчас — институт № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы». Главный вывод, который я сделал в те годы: нет ничего невозможного, если приложить достаточно усилий. Тогда казалось, что некоторым преподавателям сдать экзамен практически нереально, в лучшем случае можно получить «удовлетворительно», но в итоге всё проходило успешно. Думаю, именно в университете закладывается подход, который помогает двигаться дальше по жизни.
Из наставников я бы особенно выделил профессора Вениамина Николаевича Евдокименкова — моего научного руководителя, с которым мы продолжаем работать на кафедре. И, конечно, Михаила Наумовича Красильщикова, много лет возглавлявшего кафедру 704. Его энергия и харизма буквально заряжали всех, кто оказывался рядом.
Почему решили поступать именно в МАИ и как выбрали кафедру?
В школьные годы я серьёзно занимался настольным теннисом и стал в итоге мастером спорта. Когда я был в девятом классе, судьба свела меня с Александром Николаевичем Мизиным, который много лет тренировал ребят по этому виду спорта в МАИ. В команды вузов всегда старались привлекать перспективных спортсменов — так между нами и завязался разговор о Московском авиационном институте. Я решил поступать на седьмой факультет, потому что он показался мне интересным и открывающим много возможностей. Позже выяснилось, что на кафедре 704 работает знакомый моих родителей — профессор Николай Владимирович Ким. Мы немного пообщались перед поступлением, и я окончательно принял решение учиться на этой кафедре.
Как вы стали преподавателем? Помните, как вели свою первую пару в МАИ? С какими чувствами на неё шли?
Во время обучения в аспирантуре я работал в одной крупной компании, не связанной с авиационной отраслью — её деятельность лишь косвенно затрагивала мою специальность. Со временем я понял, что это не моё. Люди, процессы, общение — всё это не соответствовало моим ожиданиям и профессиональным интересам. Когда накануне защиты мне предложили вернуться на родную кафедру в МАИ, я согласился без колебаний. В первые дни преподавания было немного непривычно и даже забавно находиться «по ту сторону» — ведь я совсем недавно сам был студентом. Что касается лекций, они всегда вызывали смешанные чувства. С одной стороны, понимаешь, что ты преподаватель, эксперт в своей области, с другой — осознаёшь, что некоторые студенты могут разбираться в отдельных вопросах лучше тебя. Это абсолютно нормально. И если удаётся выстроить конструктивный диалог, такая ситуация всем приносит пользу.
Какие предметы вы преподаёте сегодня? Какие из них вам нравятся больше всего?
Я веду занятия по проектно-исследовательской деятельности: «Методы моделирования», «Статистическая динамика», «Параллельное программирование». Трудно выбрать, что из этого мне дороже — каждое направление по-своему увлекательно и даёт возможность работать над интересными задачами вместе со студентами.
Какие навыки вы стараетесь сформировать у студентов в первую очередь?
Я стараюсь донести до студентов важность понимания задач, с которыми они работают. Недостаточно просто выполнить и сдать работу — важно понять, почему ты сделал именно так, какие ещё варианты решения существуют и, самое главное, зачем эта задача решалась в принципе.
Вы поддерживаете связь с выпускниками кафедры? Есть ли среди них те, кем особенно гордитесь?
Да, безусловно! Со многими выпускниками мы стали близкими друзьями и коллегами. Гордости нет, потому что успех каждого человека в первую очередь является его собственной заслугой. Зато бывает приятно вспоминать, что ты когда-то преподавал тем, кто сейчас занимает значимые позиции в отрасли и компаниях. Особенно радует, когда увидев тебя на мероприятии, бывшие студенты с искренней радостью и улыбкой бегут обниматься.
Что в работе заставляет вас чувствовать себя по-настоящему счастливым?
Меня по-настоящему радует каждая даже небольшая, но успешно решённая задача. Особенно вдохновляют удачные лекции и публичные выступления: в такие моменты ощущаешь настоящий эмоциональный подъём. Но стоит отметить, что не всегда всё даётся легко — иногда приходится прилагать значительные усилия, чтобы достичь результата.
В чём вы видите главную миссию вашей кафедры сегодня, в эпоху стремительного развития искусственного интеллекта?
Миссия любой кафедры — выпуск высококвалифицированных специалистов, владеющих как фундаментальными знаниями, так и современными технологиями. Важно, чтобы выпускники умели мыслить самостоятельно, а не просто использовать готовые решения, предоставляемые современным миром. Сегодня я работаю на кафедре 304 «Вычислительные машины, системы и сети», которая готовит специалистов в области информатики и вычислительной техники. Особенность нашей кафедры заключается в двух профильных направлениях. Первое — «Программирование и аппаратное обеспечение вычислительных комплексов», выпускники которого разрабатывают вычислители, электронные компоненты и системное программное обеспечение. Второе — «Безопасность компьютерных систем», где идёт обучение специалистов разработке доверенного безопасного программного обеспечения. Оба направления находятся на пике востребованности в ИТ-компаниях и на промышленных предприятиях, что предъявляет высокие требования к уровню подготовки студентов и, соответственно, к работе кафедры.
Расскажите о самом амбициозном проекте кафедры в последние годы.
В образовательной сфере таким проектом стало стратегическое партнёрство с одной из ведущих ИТ-компаний страны — «Т1». Также мы осуществили запуск нового профиля «Безопасность компьютерных систем» в рамках направления «Информационная безопасность». Что касается научных проектов, то здесь сложно определиться — практически все они выходят на высокий уровень реализации и требуют полной вовлечённости и отдачи от сотрудников нашего научного подразделения и всего коллектива кафедры.
Кем вы мечтали стать в детстве, и что из увлечений того времени осталось с вами сегодня?
Хотел стать рок-звездой или машинистом метрополитена. Но вовремя сделал правильный выбор и ни разу об этом не пожалел. От детских увлечений остались несколько гитар и карта «Тройка» в кармане.
В чём ваш главный жизненный принцип, который ни разу вас не подводил?
Сложно выделить один главный принцип — хотя бы раз все давали сбой. Как только найду тот, который никогда не подводит, обязательно им поделюсь.