Замдиректора Центра БЛА МАИ Максим Калягин: «Выбираю между оперным пением и получением свидетельства пилота»

18 января 2024
Замдиректора Центра БЛА МАИ Максим Калягин: «Выбираю между оперным пением и получением свидетельства пилота»

Заместитель директора Центра компетенций «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин с пятого класса мечтал связать свою жизнь с авиацией: с тех пор, как побывал на авиасалоне «МАКС-95». Мечта сбылась. Сейчас Максим Юрьевич не только руководит работами, связанными с проектированием беспилотных авиационных систем, но и обучает студентов — будущих инженеров. О том, что можно узнать на его лекциях, чем отличается студенчество сейчас и 25 лет назад и своих разносторонних хобби, не связанных с беспилотниками, Максим Калягин рассказал в интервью.

Вы окончили институт № 6 «Аэрокосмический» МАИ. Почему выбрали его?

Поступать в МАИ я решил ещё в детстве: всерьёз увлекался авиацией. Выбрал кафедру 602 «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий», потому что на момент моего поступления только здесь был цикл дисциплин по беспилотным летательным аппаратам. Беспилотные системы тогда были совершенно новым направлением, сочетающим в себе самые современные технологии в области электроники, программирования, новых типов аэродинамических компоновок и конструкторских решений. В то же время цикл создания беспилотников гораздо менее продолжительный, чем у традиционной авиационной техники: есть возможность получить быстрые результаты и даже воплотить свои идеи в действующем аппарате. Это можно было сделать в студенческом конструкторском бюро на кафедре. Всё это и привлекло.

Если сравнить времена вашего студенчества и сегодняшние, то в чём отличия и что похоже?

У современного студента МАИ, мне кажется, больше возможностей работать и зарабатывать непосредственно в университете без отрыва от учебной деятельности. Сейчас для студентов есть много активностей, появилась возможность понятной коммуникации с руководством университета. Когда учился я, такого не было. А в остальном у студентов те же стремления и задачи, что и 25 лет назад.

Какой предмет вы преподаёте?

Я преподаю «Компьютерные технологии» — это вводный курс для будущих инженеров о современных подходах к проектированию и производству новой техники, не только аэрокосмической. Инструменты, которые стали доступны простому инженеру, — системы инженерного анализа, CAD, CAE, анализ данных, нейросетевые алгоритмы — позволяют в одиночку находить решения задач, для работы над которыми ещё 20-30 лет назад требовался коллектив специалистов. Современный студент обязан не просто знать о таких инструментах, но и уметь применять их.

Курс даёт практические навыки использования технологий: мы учимся на реальных инженерных задачах. В рамках выполнения курсовых работ студенты делятся на три-четыре группы, и каждая получает одинаковое техническое задание, а вот варианты его выполнения у всех групп разные. Так удаётся сгенерировать и проверить альтернативные варианты решения задач, стоящих перед Центром компетенций «Беспилотные летательные аппараты» или другими подразделениями МАИ. Один из плюсов такого подхода — каждый год задания разные, и списать просто неоткуда.

Что нужно сделать студенту, чтобы сдать у вас зачёт?

Варианта два: иметь практические навыки в рамках курса, который он сдаёт, или предложить нестандартный вариант решения инженерной задачи.

Назовите три качества идеального студента.

Любознательность, нестандартное мышление, самостоятельность. А ещё полезна находчивость. Например, однажды спросил у студентки гуманитарного направления, что такое число Маха. Получил ответ, что это число взмахов крыльями, которое должен сделать самолёт, чтобы взлететь.

Чем любите заниматься в свободное время?

Свободное время я посвящаю приобретению новых навыков и знаний. Думаю, что человек должен постоянно развиваться и тянуться к новому. Так появился, например, мотоцикл, который я собирал два года, а потом его признали самым красивым на байк-шоу. Ещё сделал роботизированную теплицу на даче с автоматикой, собранной своими руками. Сейчас осваиваю игру на русской гармони, а дальше буду выбирать между оперным пением и получением свидетельства пилота.

В этот день было

Первый полет доработанного опытного экземпляра Т8-1Д
Родился Генеральный директор ОАО Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля (Россия) А.Б.Шибитов
Первый полет прототипа сверхзвукового бомбардировщика Ту-22