Руководитель АСК МАИ: «Авиамоделисты — недооценённая элита будущего беспилотной авиации»

25 мая 2023

Что такое авиамодельный спорт и как он связан с беспилотной авиацией? Чем привлекает авиамоделизм молодых людей, мечтающих об авиации, и состоявшихся в отрасли профессионалов? Каковы секреты успеха российских спортсменов? Об этом и не только поговорили с руководителем Авиамодельного клуба МАИ Игорем Трифоновым. Являясь вице-президентом Федерации авиамодельного спорта России, действующим спортсменом и многократным победителем мировых и отечественных чемпионатов, он знает об этом виде спорта всё, развивает и поддерживает его.

C какого возраста ребята начинают заниматься авиамоделизмом?

С 2010 года при нашем студенческом конструкторском бюро (СКБ) работает Центр авиамодельного спорта учащихся, его посещают ребята с пятого класса и старше. Все они уже видят себя в авиации в будущем. Членами Авиамодельного клуба МАИ являются и студенты, и выпускники, вместе с нами прошедшие долгий путь, они продолжают выступать на соревнованиях в составе клуба, участвуют в совместных тренировках.

Игорь Витальевич, расскажите, пожалуйста, что такое авиамодельный спорт.

Авиамодельный спорт имеет очень широкий спектр дисциплин: сегодня он включает 37 дисциплин, и все они очень разные. Как, например, в лёгкой атлетике есть спринтерский бег, марафон, метание молота, прыжки в высоту...Так и в авиамодельном спорте есть модели, предназначенные для зальных запусков (чемпионаты мира проходят в соляных пещерах, где высота потолка 30 метров, отсутствует ветер), есть модели для запуска на открытом воздухе, есть модели весом два грамма, а есть модели-копии с размахом крыла до трёх метров, оснащённые реактивными двигателями, есть радиоуправляемые модели, кордовые, модели ракет и т. д. И соревнования по авиамодельному спорту — это самые настоящие спортивные состязания, где важна физическая подготовка, тактика, выдержка, где есть невероятный азарт и стремление к победе.

В Алексине состоялись Всероссийские соревнования по авиамодельному спорту в классе F-2-D «Воздушный бой». Маёвцы заняли весь пьедестал в командном зачёте и взяли золото и бронзу в личном зачёте. Расскажите немного об этих соревнованиях...

Соревнования проходили в классе «Воздушный бой». Это кордовые модели — одно из самых зрелищных направлений авиамодельного спорта. Участие принимало большое количество экипажей: 96 экипажей из 20 регионов — хотя это далеко не весь резерв в классе. И наша команда действительно сильна. Но то, что успех получился таким громким, мало о чём говорит, ведь нам предстоит участие в чемпионате России в августе в Москве. Вот там и нужно будет проявить себя полностью. А соревнования в Алексине мы рассматриваем скорее как этап подготовки к чемпионату России.

В чём особенность кордовых моделей?

Этот класс моделей отличается тем, что модели — это спортивный снаряд, как клюшка у хоккеиста: они падают, ломаются, выходят из строя. И если планируешь дойти до финала, для участия в соревнованиях нужно порядка 10 моделей. И главное здесь: умение с этой техникой справляться, тактическая выучка, налёт, хорошая реакция, техника пилотирования. Всё как в большом спорте — физическая составляющая, психологическая, техническая, тактическая составляющая.

Как проводятся соревнования «Воздушный бой»?

Название говорит за себя. Используются высокоманёвренные модели, оснащённые ДВС, они могут достигать скорости 180 км/ч. Диаметр петли, которую совершает управляемая с земли на корде модель, — 2–3 метра.

Каждый воздушный бой сводится к тому, что все участники разбиваются на пары, где должен определиться сильнейший. Бой длится четыре минуты. На каждый бой соперники выносят по два самолёта, к которым привязано по ленте разных цветов. Задача — набрать большее количество очков от момента старта боя. Очки присуждаются за полётное время и отрубы этой ленты. Каждый кусочек отрубленной ленты — 100 очков, каждая секунда полёта — два очка. И в результате команды, не играя друг с другом в поддавки, стараются отрубить ленточку соперника. Пилотский круг, где находятся пилоты, имеет диаметр четыре метра и в нем можно перемещаться, не заступая за границы. Естественно, отрубить ленточку можно пропеллером, его диаметр составляет 150 мм. То есть нужно не только зайти так, чтобы отрубить ленту, но и совместить ручки управления, уклониться от соперника.

Участник, получивший два поражения, выбывает. В итоге остаются два финалиста, которые и выясняют сильнейшего.

Что привлекает ребят в этом спорте?

Здесь есть и физическая составляющая, и азарт, и работа с техникой. Многие спортсмены активно работают с винтомоторной группой, пытаются внести улучшения, сами изготавливают пропеллеры. Здесь есть над чем работать, особенно что касается технической составляющей.

Например, в соревнованиях класса моделей-копий оценивается соответствие прототипу, уровень «копийности» полётов. И спортсмены доводят соответствие модели оригиналу до абсолюта.

При создании моделей применяются инновационные материалы?

С приходом стекло- и углепластиков модели получили большое развитие, ведь раньше это были как правило деревянные модели. А сегодня спортсмены заточены на высокий уровень умения работы с теми инновационными материалами, которые появляются в авиационной промышленности.

Ведь нужно что-то придумать, быстро, в условиях жесточайшей конкуренции со стороны лучших спортсменов мира это реализовать, не просто реализовать, а победить и доказать, что ты лучший, твоя конструкция лучше.

И нам это удаётся...

На международном уровне российские спортсмены-авиамоделисты завоёвывают первые места. Но когда дело доходит до производства беспилотников, то мы их покупаем почему-то в Иране, Израиле... Где-то произошёл разрыв и недопонимание роли, ведь компании-производители и разработчики БПЛА и в нашей стране, и за рубежом сотрудников стараются набирать из числа авиамоделистов. Авиамоделисты — это те ребята, которые не просто своими руками создают летательные аппараты, они на острие технологий, знают гораздо больше и двигаются дальше. Это пласт недооценённой элиты будущего беспилотной авиации. Я уверен, что внимание что внимание к авиамодельному спорту должно быть в разы больше.

Сотрудничает ли СКБ с компаниями из индустрии?

Мы сотрудничаем с многими большими корпорациями. Есть договоры с компанией «Алмаз-Антей» на создание БПЛА, и один из аппаратов уже передан для дальнейшей проработки и запуска в серию. Но идеи, конструкторские решения принадлежат МАИ, нашим спортсменам.

В ЦАГИ создано большое конструкторское бюро по созданию БПЛА, они делают серьёзные машины. И их штат полностью укомплектован авиамоделистами, выпускниками МАИ, выходцами нашего авиамодельного клуба.

Какие модели создаёте в СКБ?

Свободнолетающие, кордовые и радиоуправляемые модели, класс моделей ракет.

Какими результатами выпускников, ваших воспитанников гордитесь?

Выпускники достигали высоких результатов: выигрывали чемпионат мира в классе резиномоторных моделей, были победы в Чемпионате России в классе планеров. У меня как у тренера много успехов на российских соревнованиях, а лучшее, что удалось достичь на международных состязаниях, — мой воспитанник стал серебряным призёром первенства мира.

В этот день было

Первый полёт первого серийного самолёта-амфибии Бе-200ЧС
Первый полёт боевого вертолёта Ка-50 «Чёрная акула»
Первый беспосадочный полёт самолёта Ил-62М