Скоростной транспорт будущего: что обсудили на конференции по сверхзвуку

9 сентября 2022

1-я Международная конференция «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения», которая стартовала 29 августа на базе ОУЦ «Алушта» МАИ, продолжилась выездными сессиями в рамках форума «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта». Форум был организован ЦАГИ и МАИ на площадке Парка науки и искусства «Сириус» 4-9 сентября при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В рамках конференции в Алуште прошли заседания четырёх секций: «Интеллектуальное управление и проблемы безопасности полётов», «Конструкция, прочность, новые материалы», «Энергетические и силовые системы» и «Цифровые технологии в жизненном цикле высокоскоростного транспорта». Всего было заслушано более 70 докладов участников из 20 различных организаций. Участниками мероприятия стали 150 человек из пяти стран.

Всего на выездных сессиях конференции в Сочи было заслушано более 120 докладов. Участниками стали более 30 российских и зарубежных организаций и университетов. В рамках конференции на площадке форума состоялись шесть тематических секций.

Секция «Программы кадрового обеспечения высокоскоростных транспортных систем» прошла в смешанном формате. Часть участников выступила с докладами в онлайн-режиме. Модерировал секцию проректор по учебной работе МАИ Дмитрий Козорез. Он рассказал на встрече о комплексной системе подготовки кадров по программам высшего образования по новым перспективным направлениям технологий МАИ. Также в секции приняли участие руководитель Управления инновационной инфраструктуры и технологий ЦАГИ Дмитрий Чернышёв, ректор СПбГМТУ Глеб Туричин, заместитель директора департамента по подготовке персонала ОАК Асламбек Гакаев, ведущий конструктор ОКБ им. А. Люльки Сергей Фетисов и другие.

Эксперты поделились опытом представляемой ими организации в области подготовки специалистов: «Инновационные решения Технопарка в сфере высоких технологий ФАУ „ЦАГИ“ по развитию кадрового потенциала предприятий ОПК», «Использование сетевых форм обучения в подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса», «Подготовка инженеров в сети опорных вузов ПАО «ОАК», «Подготовка кадров для ОКБ им. А. Люльки на базе института № 2 Московского авиационного института» и другие.

Секция «Маркетинг, концепции применения и сертификация» была посвящена экономическим аспектам создания скоростного транспорта, в том числе сверхзвукового пассажирского самолёта нового поколения. Модератором выступил директор НЦМУ «Сверхзвук» МАИ, начальник НИО-101 МАИ Дмитрий Стрелец. Секция открылась докладом директора центра «Маркетинг» МАИ Светланы Исаевой. В первой части секции эксперты обсудили вопросы будущего спроса на сверхзвуковые пассажирские самолеты, формирования требований к таким самолётам, а также управления себестоимостью продукта в контексте проектирования под заданные параметры.

Вторая часть секции была посвящена обсуждению различных концепций применения авиационного транспорта, вопросам развития рынка БПЛА, а также важнейшему вопросу — сертификации сверхзвуковых самолётов по уровню звукового удара. С докладами в секции выступили специалисты из МАИ, «НЦВ Миль и Камов», ЦАГИ и ГосНИИ ГА.

На секции «Аэродинамика и силовая установка» свои доклады представили специалисты ЦИАМ, ОКБ им. Люльки, ОДК-Авиадвигатель, ЦАГИ, МАИ. Модератором выступил и.о.проректора по научной работе, заведующий кафедрой 203 «Конструкция и проектирование двигателей» МАИ Юрий Равикович. Основной темой секции стал вопрос создания двигателя для сверхзвукового самолёта нового поколения. Также специалисты обсудили вопросы снижения уровня шума и звукового удара, вопросы моделирования аэродинамики.

На секции «Умные конструкции» эксперты обсудили такие темы, как идентификация параметров композиционного материала, исследование гибридных конструкций крыла, лазерные и аддитивные технологии в производстве летательных аппаратов, влияние лазерного ударного упрочнения на усталостные свойства металлов. Свои доклады представили заведующий лабораторией цифровизации горнотехнических процессов Института механики сплошных сред Уральского отделения РАН Иван Пантелеев, научный сотрудник ЦАГИ Иван Марескин, инженер лаборатории «Композиционные материалы» МАИ Евгения Гусева и другие специалисты отрасли. Модератором секции выступил академик РАН, научный руководитель ПФИЦ Уральского отделения РАН Валерий Матвеенко.

Насыщенной по представленным докладам и обозначенным вопросам стала секция «Интеллектуальное управление и проблемы безопасности полётов», модерировал которую заведующий кафедрой 106 «Динамика и управление летательных аппаратов» Александр Ефремов. В своём докладе он рассмотрел принцип интеллектуализации подсистем системы «человек-машина», заключающейся в использовании закономерностей и модели поведения летчика при построении таких систем, как адаптивная система управления, интеллектуальный прогнозный дисплей и новые рычаги управления. Такой подход позволяет существенно повысить безопасность пилотирования и уменьшить загрузку летчика. Также в числе спикеров в секции приняли участие старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Пилотажные стенды и система «самолёт-лётчик» МАИ Михаил Тяглик, инженер Центра «Авионика» МАИ Глеб Боярский, научный сотрудник лаборатории по математическому обеспечению имитационных динамических систем МГУ Павел Сухачёв, научный сотрудник ЦАГИ Михаил Желонкин и другие.

Секция была посвящена двум направлениям: синтез и требования системы управления и требования к информационно-управляющему дисплею сверхзвукового самолёта. Эксперты обсудили такие темы, как проблема оптимизации пилотажных характеристик самолётов и пути их решения; интеллектуализированный интерфейс, упрощающий процесс пилотирования на этапе посадки; разработка исследовательского стенда оценки качества проектируемых технических решений информационно-управляющего поля и качества подготовки экипажа; способ объективной оценки качества имитации полёта и другие.

Модератором секции «Транспортно-технологические системы на основе высокоскоростных транспортных средств» выступила заместитель начальника Управления инноваций, стратегии и коммуникаций МАИ Витта Владимирова. В своём выступлении она рассказала о роли и месте транспортно-технологических систем на основе высокоскоростных транспортных средств в обеспечении связанности территории страны: подходы к постановке и решению комплексных и научно-технических задач. Также в секции приняли участие президент Ростовского государственного университета путей сообщения Владимир Колесников, директор научного центра «Высокоскоростные магистрали» АО «ВНИИЖТ» Дмитрий Кирюшин, ведущий специалист Департамента перспективных научных программ МАИ Николай Ужегов и другие эксперты.

Участники секции осветили такие вопросы, как перспективы и проблемы в тяжелонагруженных трибосистемах при создании высокоскоростного транспорта, определение требований к системе логистического обслуживания территории, сверхвысокоскоростной пассажирский транспорт на основе электромагнитодинамического подвеса.

Форум «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта» проходит при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках реализации Программы создания и развития Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» на 2020-2025 годы. Содействие в проведении также оказывают Научный совет РАН по машиностроению и Совет по Приоритету научно-технологического развития «Связанность территории». 

Идеологом создания и координатором центра выступает ФАУ «ЦАГИ». Помимо ФАУ «ЦАГИ», в состав НЦМУ «Сверхзвук» входят ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН, ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФАУ «ГосНИИАС», МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН».

В этот день было

Суборбитальный полет «Бор-5»
Начались поставки истребителей Су-27 в ВВС Советского Союза
Запуск ОС «Салют-5»