Как «удалёнка» способствует решению больших задач — мнение аспиранта МАИ

15 декабря 2020
Как «удалёнка» способствует решению больших задач — мнение аспиранта МАИ

События 2020 года, когда в обиход прочно вошли слова «удалёнка» и «самоизоляция», кардинально изменили подход к образовательному процессу и научной деятельности в вузах. Адаптироваться к новым реалиям сотрудникам и учащимся пришлось в максимально сжатые сроки. Пресс-служба МАИ решила выяснить, чем обернулся этот переход для молодых учёных-маёвцев, создал ли он дополнительные препятствия для научных исследований или, наоборот, открыл новые возможности. Своим мнением по этой теме поделился аспирант и сотрудник кафедры 703 «Системное проектирование авиакомплексов» института № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» МАИ, обладатель гранта РФФИ для молодых учёных Артём Савельев.

Стремительные изменения

Являясь одновременно аспирантом очной формы обучения и сотрудником МАИ, Артём наблюдал процесс перехода в онлайн с двух сторон.

— Изменения были стремительными, — рассказывает он. — Ещё вчера пары проводились в аудиториях, а уже на следующий день образовательный процесс был развернут на платформах LMS МАИ и в сервисе Microsoft Teams. Конечно, в первые дни перехода были некоторые технические проблемы, но достаточно быстро все дисциплины встроились в онлайн-формат. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что и преподаватели, и обучающиеся отлично адаптировались к новым условиям, а ведь научить студентов и аспирантов быстро отвечать на возникающие вызовы в будущем — это и есть основная задача вуза.

При этом аспирант признаёт, что учиться и заниматься диссертационным исследованием на «удалёнке» с точки зрения самодисциплины в первое время было сложно.

— Учебный план специальности почему-то не предусматривает часы на такие дисциплины, как «прокрастинация», «поиграть с котом» и «помыть посуду», — шутит Артём. — Но когда стало понятно, что «удалёнка» с нами не на неделю и даже не на месяц, пришлось брать себя в руки и возвращаться к привычному темпу. Помогли в этом и «ежовые рукавицы» моего научного руководителя — заведующего кафедрой 703 Евгения Сергеевича Неретина.

Со временем преимущества нового формата образования вытеснили казавшиеся критичными недостатки.

— Сэкономленное на пути в университет и обратно время ушло в копилку здорового сна, мешки под глазами капитулировали, а продуктивность повысилась, — говорит маёвец.

Освободившееся время сыграло не последнюю роль в научных достижениях Артёма. За минувшие полгода он выиграл грант РФФИ, подготовил работы на мероприятия, проводимые МАИ (конкурс «Молодежь и будущее авиации и космонавтики», конференции «Авиация и космонавтика» и «Проблемы совершенствования робототехнических и интеллектуальных систем летательных аппаратов»), а также на внешние научные мероприятия. Так, молодым учёным были поданы работы на XV Международную научно-техническую конференцию «Автоматизация и энергосбережение в машиностроении, энергетике и на транспорте», V Национальный конкурс инновационных проектов аэрокосмической отрасли, конференцию EAI International Conference on IoT as a Service (Сиань, Китай) и Международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы и перспективы развития гражданской авиации». На последней конференции Артём выступил на пленарном заседании совместно с другими аспирантами и студентами кафедры 703.

Новые реалии

Сейчас аспирант активно ведёт подготовку к 22-й Международной IEEE конференции молодых специалистов в области электронных приборов и материалов (Республика Алтай), а также готовит статью по результатам конференции МАИ «Авиация и космонавтика» для подачи в журнал Scopus.

— Здорово, что конференция «Авиация и космонавтика» уже второй год даёт возможность не только получить обратную связь от ведущих учёных и специалистов отрасли во время выступления, но и поделиться результатами своих исследований со всем научным миром, — отмечает Артём. — В целом, онлайн-конференции смогли заменить традиционные с точки зрения полноценного представления и обсуждения докладов. Конечно, чувствуется потеря кофе-брейков и неформального общения в перерывах, но успешный опыт проведения дистанционных научных мероприятий вселяет уверенность, что «высшая школа» выдержит любые испытания.

По мнению Артёма, события этого года помогли решить ряд важных задач: наладить инфраструктуру для дистанционного образования, форсировать процесс оцифровки знаний, а для некоторых учащихся — повысить уровень самодисциплины. Тем не менее, остались и проблемы, например невозможность полноценного участия всех студентов в практических занятиях, требующих непосредственной работы с реальными установками, химикатами и оборудованием.

— Один из самых больших страхов постковидного будущего — очная встреча с научным руководителем, на которой уже не получится сослаться на плохой интернет, — смеётся молодой учёный. — А если серьёзно, мир уже никогда не станет полностью прежним, как и процесс обучения. Хорошо это или плохо, увидим на примере новых самолётов, которые будут построены сегодняшними студентами. Лично я смотрю вперед с оптимизмом.

Юлия Мартынова

На сайте МАИ можно разместить свое объявление, новость или анонсировать свое мероприятие

Предложить новость