Технологии и кадры для космоса: в МАИ прошло заседание консорциума «Созвездие Роскосмоса»
12 декабря 202512 декабря в корпусе Московского авиационного института на Оршанской улице состоялось заседание космического научно-образовательного инновационного консорциума «Созвездие Роскосмоса». Цель мероприятия – разработать конкретные механизмы и пилотные проекты сетевого взаимодействия между образовательными организациями – участниками консорциума – и предприятиями Госкорпорации «Роскосмос» для опережающей подготовки высококвалифицированных кадров.
В мероприятии приняли участие руководители и представители ГК «Роскосмос», АНО «Корпоративная Академия Роскосмоса», образовательных организаций, в числе которых МАИ, члены Экспертного совета по управлению персоналом ГК «Роскосмос».
Развитие космической деятельности в России
Заместитель генерального директора по стратегическому развитию ГК «Роскосмос» Борис Глазков рассказал участникам встречи про задачи национального проекта по обеспечению технологического лидерства «Развитие космической деятельности РФ до 2030 года и на перспективу до 2036 года», утверждённого президентом России летом текущего года. В своём выступлении он отметил, что данный проект впервые объединяет практически все направления космической деятельности России.
– Общий бюджет проекта составляет 4,4 триллиона рублей, причём около 60% средств ориентировано на период после 2030 года. Проект не является «чистым листом»: он преемствует ранее начатые инициативы, завершает некоторые из них и запускает новые направления, – рассказал Борис Глазков.
Вызовы, на которые призван ответить проект, разделены на три группы. Первая – задачи в Солнечной системе и дальнем космосе. Она включает освоение Луны, развитие ядерных технологий, модернизацию испытательной базы, создание сверхтяжёлой ракеты. Вторая группа – то, что касается околоземного пространства. В частности, отдельно эксперт отметил создание Российской орбитальной станции.
– На Земле идёт явный процесс деглобализации. В космосе он знаменуется абсолютно очевидным процессом завершения эксплуатации Международной космической станции, который неизбежен в силу физического устаревания аппаратуры и корпуса. Так или иначе её придется закрывать и сводить с орбиты. Соответственно, перед Роскосмосом стоит крупнейшая и важнейшая задача по развёртыванию Российской орбитальной станции. Это крупнейший проект Российской Федерации в околоземном космическом пространстве на ближайшие десятилетия, – добавил Борис Глазков.
Третья группа вызовов, на которые призван ответить нацпроект, связаны с тем, что происходит на Земле. Например, особую озабоченность вызывает кадровый вопрос, а именно отток молодых специалистов из отрасли.
В связи с этим Борис Глазков рассказал про расширение работ по популяризации космической отрасли, развитию университетских программ и снижению текучести кадров. Так, предусмотрено введение жилищных сертификатов, премий за защиту кандидатских и докторских диссертаций, ежемесячных дополнительных выплат молодым специалистам по решению комиссии предприятий.
МАИ: опережающая подготовка кадров
Проректор по учебной работе МАИ Дмитрий Козорез рассказал о принципах формирования программ в университете в рамках пилотного проекта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по модернизации инженерного образования. В первую очередь он отметил, что ключевая идея проекта – переход к опережающей подготовке кадров. Новая образовательная модель позволяет оперативно адаптировать программы под запросы рынка, снижать дефицит кадров в высокотехнологичных отраслях и укреплять связь между вузами и предприятиями.
Образовательные программы теперь разрабатываются на базе прогнозов развития технологий и анализа реальных потребностей отраслей. МАИ активно взаимодействует с индустриальными партнёрами, включая предприятия Ростеха и Роскосмоса. Сотрудничество выстраивается через систему кадровых прогнозов трёх типов: оперативных (на два–четыре года), перспективных (под ожидаемые технологические проекты) и стратегических (на 15–20 лет).
Особое внимание уделяется модульному принципу построения программ. Ключевые модули – фундаментальный, гуманитарного мышления, проектов и практик с нарастающей сложностью от курса к курсу, а также модуль перспективных технологий, содержание которого обновляется ежегодно на основе запросов предприятий.
– Важными механизмами взаимодействия с индустрией стали целевой набор и раннее трудоустройство, благодаря чему около 90 % студентов МАИ на третьем курсе уже работают на профильных предприятиях. Для региональных предприятий эффективны сетевые образовательные программы, которые мы реализуем в Благовещенске, Красноярске, Смоленске, Улан‑Удэ. Они обеспечивают порядка 95% возврата кадров обратно в регион, – добавил Дмитрий Козорез.
МАИ: новые подходы к аспирантуре
О ключевых изменениях в системе аспирантуры рассказал проректор по научной работе МАИ Андрей Иванов. Он отметил, что с текущего года в университете аспирантура разделена на два основных трека – производственный и академический. Производственный нацелен на формирование научных лидеров для промышленности, академический – на подготовку научно-преподавательских кадров для МАИ. При этом он выразил мнение, что в перспективе второй трек нужно будет поделить на два направления: подготовку преподавателей и подготовку исследователей.
Делая акцент на производственном треке, Андрей Иванов отметил, что пилотный проект по отработке данной модели был запущен в МАИ при поддержке Госкорпорации «Ростех» и Министерства науки и высшего образования. Её суть заключается не в «обнаучивании» уже имеющихся наработок, а в создании нового знания в тесном взаимодействии вуза и предприятия. Диссертационная работа должна быть интересна индустриальному партнёру и решать значимую практическую задачу. Поэтому важным моментом является выбор и утверждение как потенциального кандидата в производственные аспиранты, так и тематики его работы.
Он подчеркнул, что важным фильтром качества диссертационных работ выступает экспертиза главных конструкторов МАИ по приоритетным направлениям, среди которых авиастроение, авиационные двигатели и новая энергетика, космос, беспилотные системы.
– Кроме того, совместно с холдингами «Ростеха» – ОАК и ОДК – сформирован перечень критических вопросов, определяющих приоритетные темы диссертационных исследований. В ближайших планах – выстраивание аналогичной работы с Роскосмосом, – добавил Андрей Иванов.
Рассказывая про изменения, которые коснулись аспирантуры МАИ, он отметил сокращение вступительных испытаний: вместо двух-трёх экзаменов кандидат теперь сдаёт один по своей специальности и защищает предварительный проект. Это позволяет оценить его заинтересованность, наличие задела и поддержки со стороны предприятия и научного руководителя, готовность последнего внести весомый вклад в разработку диссертации.
Пересмотрена и программа подготовки аспирантов. В производственном треке существенно сокращена аудиторная нагрузка, педагогическая практика отменена, но зато введён мощный блок научно‑производственной практики.
Ключевым механизмом взаимодействия с предприятиями стал сетевой договор с вузом.
– Смысл сетевого договора состоит в том, что студент должен иметь легальное основание для научно-производственной практики на предприятии, на своём непосредственном рабочем месте, – заметил Андрей Иванов.
Ещё одной важной особенностью обновлённой модели является двойное руководство: научный руководитель от МАИ и индустриальный наставник от предприятия. Второй контролирует актуальность темы исследования и внедрение его результатов.
– Не секрет, что сегодня на предприятиях достаточно сильно вымылся слой работников, имеющих учёные степени. Понятие «индустриальный наставник» введено специально, чтобы дать возможность ведущим специалистам, которые действительно являются лидерами в отрасли, быть руководителями аспирантов, – сказал Андрей Иванов.
Вопросы технологического и кадрового обеспечения для космоса
Помимо этого, участники мероприятия обозначили критически важные для Роскосмоса сквозные технологии и компетенции (цифровые двойники, новые материалы, ИИ, робототехника, управление жизненным циклом), коснулись задач федерального проекта «Кадры для космоса», осветили инфраструктурный и кадровый потенциал образовательных организаций – участников консорциума.
В ходе круглого стола «Интеграция образовательного и производственного контуров: модели сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий Госкорпорации «Роскосмос» эксперты обсудили приоритетные компетенции современных космических кадров, вопросы преодоления разрыва между возможностями вузов и запросами производства, поделились опытом реализации совместных образовательных продуктов. Также важные аспекты своей деятельности осветили карьерные и профориентационные центры Роскосмоса.







