От имитационных игр до профпроб: новые подходы МАИ для успешного карьерного старта студентов
4 декабря 2025
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив
Московский авиационный институт помогает студентам сформировать профессиональную траекторию как через расширение объёма практик и форматов взаимодействия с работодателями, так и за счёт внедрения новых подходов в образовательный процесс. С 2023 года МАИ реализует проект по совершенствованию системы высшего образования. Программы подготовки студентов теперь выстраиваются на основе модулей. В рамках одного из них — профессионально-карьерного — в этом учебном году университет запустил новый образовательный формат — профессиональные пробы. Благодаря ему будущие инженеры осмысляют свою профессиональную роль в контексте разных этапов жизненного цикла изделия — от научных исследований до эксплуатации технологий. Такой подход может помочь сократить время адаптации на предприятиях и развить «мягкие» навыки для решения задач индустрии.
Руководитель проектов Центра индивидуализации образования МАИ Алёна Хабичева рассказала о новом формате подробнее.
— Мы заложили в учебный процесс три нововведения: первое — деловые игры, развивающие навык профессионального самоопределения, второе — имитационные игры, позволяющие предметно погрузиться в инженерную среду и определить в ней профессиональную роль. И третье — погружение в каждый этап жизненного цикла изделия на предприятиях. Особенностью проекта является новый тип интеграции профессиональной деятельности в образовательную. Это позволяет будущим комплексным специалистам понять логику жизненного цикла изделия, — подчеркнула Алёна Хабичева.
Разработанный подход применяется для обучения студентов по специальности «Испытания и сертификация двигателей летательных аппаратов» института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки». Со следующего учебного года планируется масштабировать его на весь второй институт, а в перспективе — и на другие направления подготовки в МАИ.
В октябре был реализован начальный этап проекта — деловая игра «Профессиональный компас», которая нацелена на профессиональное самоопределение участников. Студенты анализировали возможности трудоустройства, строили планы по достижению карьерных целей и в командах создавали общий «компас», определяющий приоритетные направления развития специалиста в индустрии.
Погружение в жизненный цикл изделия
В конце октября стартовала серия имитационных игр. Одна из них была посвящена работе в конструкторском бюро. Студенты примеряли на себя роли его сотрудников и проходили разные этапы жизненного цикла изделия. На каждом из них участники справлялись с возникающими сложностями, совершенствуя «мягкие» навыки — умение работать в команде и выстраивать эффективную коммуникацию, критическое мышление, креативность и вырабатывать стрессоустойчивость, способность принимать решения в условиях неопределённости и другие.
— Например, одним из элементов игры была смоделированная матричная система управления. Обязательным условием было подчинение нескольким руководителям одновременно. Участники были погружены в скрытый конфликт из-за ограничения по ресурсам и системы управления. Выполнение игровой задачи требовало не только применения инженерных компетенций, но и устранения созданного конфликта, прежде всего за счёт проявления «мягких» навыков, — говорит приглашённый игропрактик, коуч Московской школы управления Сколково Михаил Краев.
Образовательный блок был подготовлен совместно с сотрудниками конструкторского бюро, благодаря чему в игровом процессе участники воспроизвели проблемы, с которыми действительно сталкиваются в работе инженеры.
— Имитационные игры, с одной стороны, помогают ребятам проработать различные ситуации, которые могут возникнуть на предприятиях, и тем самым сократить время адаптации на рабочем месте. А с другой — способствуют профессиональному самоопределению, позволяют студентам выбрать как объект будущей деятельности, например, тип двигателя, так и содержание деятельности: проектирование, производство, эксплуатация, — поясняет директор института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ Вероника Монахова.
Знакомство с инфраструктурой предприятий
После имитационных игр участники погружаются в каждый этап жизненного цикла изделия на предприятиях. На одном из этапов — научном — студенты познакомились с исследовательской инфраструктурой аэрокосмической отрасли.
— Студенты посетили ряд ведущих научных центров: в НИИ ПМЭ МАИ и Центре Келдыша им представили испытательную базу электроракетных двигателей и уникальные методики исследовательских и огневых испытаний. Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов ознакомили с перспективными материалами и методами их аттестации для двигателестроения. А в Центральном институте авиационного моторостроения студентам продемонстрировали уникальную барокамеру для испытаний авиационных двигателей тягой до пяти тонн, — комментирует заместитель директора института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ Мария Ермакова.
Полученные знания о цикле экспериментальных исследований и испытаний станут основой для следующего этапа профессиональных проб по блоку «Конструкторское бюро». Он будет включать в себя посещение АО «НПО Энергомаш» — одного из головных предприятий в области создания жидкостных ракетных двигателей, где студенты смогут познакомиться с результатами передовых научных исследований в этом направлении.
Таким образом, за счёт реализации в профессионально-карьерном модуле системы деловых, имитационных игр и карьерных мероприятий университет решает несколько задач: личностное развитие студентов, трудоустройство выпускников инженерных специальностей в аэрокосмической отрасли, повышение их осознанности и мотивации при выборе вида профессиональной деятельности.