Космические аппараты будущего и проекты для РОС: как студенты МАИ осваивают перспективные технологии

27 ноября 2025
Космические аппараты будущего и проекты для РОС: как студенты МАИ осваивают перспективные технологии Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Быстрое внедрение новых технологий в современном мире не может не находить отражения в подготовке будущих инженеров. Умение применять передовые компетенции в профессиональной сфере — определяющий фактор конкурентоспособности выпускников вузов. 

Подготовить специалистов, которые идут в ногу с технологическим прогрессом, умеют решать междисциплинарные задачи и создавать инновационные продукты и услуги — такова цель модуля перспективных технологий, который Московский авиационный институт внедряет в учебные планы студентов технических направлений в рамках проекта по совершенствованию системы высшего образования.

Среди изучаемых тем — искусственный интеллект в авиастроении, бионический дизайн, суперкомпьютерные технологии, малые космические аппараты, интеллектуальные и беспилотные системы и другие. Дисциплины модуля реализуются с участием представителей индустрии, что даёт возможность получить предложения по трудоустройству ещё на этапе обучения.

Подробнее о модуле перспективных технологий и его особенностях рассказываем на примере института № 6 «Аэрокосмический» МАИ.

Гибкость и индивидуальный подход

С 2023/24 учебного года модуль перспективных технологий в институте № 6 внедрён у всех пятикурсников, обучающихся по специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». 

— Сейчас модуль включает восемь элективных дисциплин. Их программы разработаны совместно с предприятиями на основе стратегического технологического прогноза по наиболее востребованным направлениям в аэрокосмической индустрии, — говорит заместитель директора института № 6 Эльнара Садретдинова. — Из предложенного перечня студенты пятого курса выбирают две дисциплины, определяя свою индивидуальную образовательную траекторию. Важно отметить, что темы модуля могут оперативно меняться в зависимости от приоритетных для страны направлений.

Выбор дисциплин осуществляется через партнёрскую цифровую образовательную платформу Modeus. С её помощью студенты знакомятся с описанием программ и составляют свой учебный план.

В будущее космической отрасли с РКК «Энергия» 

Совместно с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С. П. Королёва Московский авиационный институт запустил такие дисциплины модуля перспективных технологий, как «Малогабаритные космические аппараты и наноспутники», 

«Автономное техническое обслуживание на орбите», «Развертываемые конструкции в космосе» и другие. Проведение занятий и лабораторных работ предусмотрено в том числе на материально-технической базе корпорации.

— В настоящее время в отрасли активно обсуждается возможность развития орбитального сервисного обслуживания, что предполагает повторное использование космического аппарата. Речь идёт о ремонтно-восстановительных процедурах, замене вышедших из строя блоков, переводе на новую рабочую орбиту или дозаправке в космосе после выполнения миссии. Этой задаче, поставленной специалистами РКК «Энергия», посвящена совместно разработанная дисциплина «Автономное техническое обслуживание на орбите», — рассказывает доцент кафедры 610 «Управление эксплуатацией ракетно-космических систем» МАИ, кандидат технических наук Евгений Гусев.

Если на орбитальной станции можно провести обслуживание с участием экипажа, то, к примеру, на космическом аппарате связи или дистанционного зондирования Земли такой возможности нет.

—  Исходя из этого, на занятиях мы фокусируемся на необходимости закладывать возможность обслуживания космического аппарата ещё на начальном этапе его проектирования, — отмечает Евгений Владимирович.

Погрузившись в специфику направления, студенты приступают к разработке своих решений.

Проекты для Российской орбитальной станции

Модуль перспективных технологий взаимосвязан с модулем проектов. На пятом курсе выполняется междисциплинарная работа, которая объединяет студентов разных кафедр и образовательных программ по направлению «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». Тематика такого комплексного проекта формируется представителями аэрокосмической отрасли и базируется на дисциплинах модуля перспективных технологий. 

— Часть тем связана с автономным обслуживанием космических аппаратов. В частности, студенты занимаются разработкой  орбитального буксира, базой которого станет планируемая РОС, — комментирует Евгений Гусев. — Буксир будет «расставлять» на орбите космические аппараты и возвращаться обратно для обслуживания.

Конструкторское бюро в стенах университета

При выполнении комплексного проекта студенты пробуют себя в профессиональной роли — проектанта, конструктора, технолога, испытателя, эксплуатанта.

— Можно сказать, это возможность создать небольшое конструкторское бюро и поработать в нём, — считает Евгений Владимирович. — Например, студенты кафедры 601 «Космические системы и ракетостроение» в проекте будут конструкторами и технологами ракеты-носителя или космического аппарата. А ребята с кафедры 610 «Управление эксплуатацией ракетно-космических систем» — испытателями и эксплуатантами. У всех свои задачи, поставленные индустрией.

Курируют проекты специалисты МАИ и РКК «Энергия». Защиты проходят в несколько этапов в формате конференции с представителями аэрокосмической отрасли.

— Как правило, успешных студентов после защит приглашают трудоустроиться на предприятие — в отдел, участвовавший в разработке программы дисциплины и задач для проектов, — отмечает преподаватель. — В прошлом году на защиты вместе с экспертами приезжали представители отдела кадров РКК «Энергия» и на месте запрашивали контакты ребят, в которых были заинтересованы.

Таким образом, ещё на этапе обучения в вузе предприятие готовит специалиста под свои запросы.

— Новые подходы в образовании позволили выстроить более тесную связь с индустрией, — подытоживает Евгений Гусев. — Если раньше выпускники попадали на предприятие, имея о нём лишь общее представление, то сегодня на старших курсах ребята решают задачи конкретного отдела, куда потом придут работать. Студенты имеют возможность продемонстрировать работодателю на его кейсах свои компетенции и получить карьерные предложения — на мой взгляд, это глобальный плюс.

В этот день было

Первый полёт модернизированного истребителя МиГ-29СМТ
Впервые в мире гиперзвуковой ЛА "Холод" конструкции ЦИАМ достиг М=5,6
Советская космическая станция «Марс-2» достигает планеты Марс