Студенческое конструкторское бюро «ОКЕАН» кафедры 608
Начальник СКБ «Океан»: Юрьев Александр Иванович
Об СКБ «Океан»
СКБ 608 «ОКЕАН» было основано в 1975 году на кафедре 608 «Двухсредные летательные аппараты» («Проектирование аэрогидрокосмических систем»). Инициатива создания студенческого КБ в большей степени принадлежала студентам института при активной поддержке морского клуба МАИ «ВОЛНА».
В первый состав СКБ вошли сотрудники, имеющие опыт
В силу специфики разрабатываемой в СКБ ракетной и другой высокотехнологичной техники, эксплуатация которой была связана, прежде всего, с водной средой, сотрудниками и студентами СКБ 608 «ОКЕАН» были созданы и доведены до практической эксплуатации с последующим внедрением в промышленность следующие проекты:
- высокомобильные многофункциональные носители аквалангистов (подводные буксировщики)
МАИ-3 ,«Шельф-001» ,«МАИ-7» , «Акванта», «Акватика», предназначенные для проведения поисковых работ на шельфе, обследования подводных объектов, выполнение вспомогательных функций при проведения широкого спектраподводно-технических работ, туристических и спортивных целей, а также — тренировка летчиков и космонавтов в естественных условиях на вестибулярное раздражение; - различные типы погружаемых глубоководных носителей гидрофизической аппаратуры МНГФА для исследования морского дна (шельфа) до глубины 700 м. и проведения поисковых работ при отработке различных видов морского оружия;
- носитель электроакустической аппаратуры (
НЭА-2 ), для защиты флоры и фауны водоёмов в местах проведения гидротехнических работ; - по заказу Министерства здравоохранения СССР была разработана, изготовлена и испытана барокамера гипербарической оксигенации для лечения пациентов в кислородной среде;
- выполнен проект
МАИ-4 «ПОИСК» — двухсредного пилотируемого аппарата для исследования режимов движения при переходе из водной среды в воздушную и обратно; - разработана, изготовлена и испытана в условиях гидробассейна в Центре Подготовки Космонавтов раскрываемая ферменная конструкция для создания многомодульных каркасных панелей в условиях невесомости.
В период с 1996 года и до настоящего времени силами СКБ были реализованы следующие проекты:
- в период 1996 до 2010 год были разработаны и изготовлены многофункциональные носители аквалангистов «Акванта» и «Акватика», которые проходили опытную эксплуатацию в Арабских Эмиратах (1998 г.), Мальта (2006 г.) Австралии (2009 г.). Подводный аппарат «Акванта» демонстрировался в 1998 г. на Международной выставке EXPO 98 в г. Лиссабон (Португалия) как достижение студентов Высшей школы России.
- — с 2000 г. студентами СКБ был спроектирован и изготовлен полноразмерный моторный макет экраноплана
«ЭЛА-001» . Первые ходовые испытания были проведены в 2011 г. на базе водномоторного спорта в г.Спасск-Рязанский (Рязанская обл.) при непосредственной поддержке мэра города Жукова А. - изготовлен в соответствии с техническими требованиями масштабный макет скоростного подводного буксировщика «Гарпун» и проведены гидродинамические испытания в условиях гидроканала им. Жуковского Н.Е. в ЦАГИ (Москва, ул. Радио);
- разработана техническая документация для изготовления «Интеллектуального
надводно-подводного комплекса «БЛИК» и изготовлена технологическая оснастка для изготовления корпусных элементов конструкции, также силами студентов изготовлены некоторые узлы и агрегаты; - изготовлен в соответствии с техническими требованиями масштабный макет экраноплана «ЭЛА -608 «ОКЕАН» для проведения аэродинамических испытаний в аэродинамической трубе на кафедре 105 МАИ;
- проведены теоретические расчеты и в настоящий момент ведутся работы над созданием масштабной модели М (1:100) проекта «АЭРОСТАРТ» для проведения демонстрационных испытаний по запуску модели ракеты с высоты 10 км.
- разработан и изготовлен «Многофункциональный носитель водолазного оборудования «ПОНИ» — автоматический исследовательский комплекс для обследования подводных участков нефте- газопроводов;
- ведутся работы на созданием полномасштабного моторного стенда «Экраноплан ЭЛА-608-«ОКЕАН» для проведения ходовых испытаний и отработки
взлетно-посадочных режимов в натурных условиях с использованием глиссирования и воздушной подушки. Также с участием студентов СКБ ведутсяпроектно-конструкторские работы с выпуском конструкторской документации для изготовления опытного образцаэкраноплана-трансформера .