Ефремов Александр Викторович

Уровень образования
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (докторантура)
Учёная степень
Доктор технических наук
Учёное звание
Профессор

Место работы
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Должность
заведующий кафедрой

Место работы
Кафедра 106 «Динамика и управление летательных аппаратов» Института № 1 «Авиационная техника»

Подразделение
Кафедра 106
Должность
профессор, декан факультета №1, заведующий кафедрой 106, начальник НИЛ ПССЛ
Преподаваемые дисциплины
Экспериментальные методы в динамике полета; Управление в человеко-машинных системах;

Кафедра: Динамика и управление ЛА
Исследовательская группа: Научно-исследовательская лаборатория «Пилотажные стенды и система самолет-летчик»
Тел.: +7 499 158 49 64
E-mail: pvl@mai.ru 

Ефремов Александр Викторович, Д.т.н., профессор, родился 3 октября 1944 года в городе Горький, в настоящее время проживает в г. Москве.

Окончил московский авиационный институт (МАИ) в 1968 году, здесь же защитил диссертации на присуждение ученой степени кандидата и доктора технических наук в 1973 и 1996 годах соответственно.

В 1976-1977 годах проходил стажировку в Масачуссетском технологическом институте.

Почетный работник высшей школы, преподаватель инженерных наук европейского уровня (ING-PAED IGIP).

Область научных интересов

динамика и управление полетом, человеко-машинные системы, пилотажные стенды, моделирование поведения летчика

Опыт работы

Инженер компании «МиГ» (1968 г.), преподаватель факультета «Авиационная техника» МАИ с 1972 года, научный сотрудник лаборатории «Человек-летательный аппарат» MIT (1976-1977), руководитель лаборатории пилотажных стендов МАИ с 1985 года, заведующий кафедрой «Динамика и управление ЛА» МАИ с 1999 года, декан факультета «Авиационная техника» МАИ с 2007 года, член экспертного совета ВАК по присуждению ученых степеней в области авиационной и ракетно-космической техники, член американского комитета инженеров транспортников в области управления и навигации аэрокосмических систем с 2000 года по н.в., член рабочей группы NATO/RTO по интеграции систем управления (2003 — 2007 гг.).

Профессор Ефремов А.В. приглашался на чтение лекций в MIT (США, 1991, 2009, 2011, 2012), ONERA (Франция, 1993), FAI, BUAA (Китай, 2001, 2010), Национальный политехнический институт (Мексика, 1998) и ряд других университетов.

Он вел ряд научно-исследовательских работ, выполнявшихся по контрактам с ВВС США (1994, 1996 гг.), ONERA (Франция, 1996) Aerospaciale (Франция, 1997), Aerospace Industry Co. (Польша, 1998), FAA (Китай, 2011).

Место проведения исследований

Научно-исследовательская лаборатория «Пилотажные стенды и система самолет-летчик»

Кафедра «Динамика и управление ЛА»

Публикации

  1. Разработка перспективных дисплеев для выполнения задач точного слежения Ефремов А.В., Тяглик М.С., Первая конференция специалистов CEAS в области навигации и управления, издательство Springer, Германия, Апрель 2011, с. 163-174, Scopus
  2. Разработка адаптивных систем управления, предусматривающих использование дополнительных управляющих поверхностей, Ефремов А.В.. Кошеленко А.В. Тяглик М.С., журнал «Вестник МАИ» том 16 № 4 2009
  3. Методы оценивания пилотажных характеристик и тенденции самолета к раскачке, Ефремов А.В., Коровин А.А., Кошеленко А.В., ISBN 978-0-9565333-1-9, 28 Международный Конгресс по Авиационным Наукам ,2012 ICAS Scopus
  4. Способы улучшения пилотажных характеристик в задачах пилотирования, требующих высокой точности пилотирования, Ефремов А.В., Кошеленко А.В. Тяглик М.С., Конференция AIAA по механике полета в атмосфере, Чикаго, 2009. AIAA Paper. 2009-5609, 2009, Scopus
  5. Разработка дисплеев, обеспечивающих высокоточное управление. Ефремов А.В., Тяглик М.С., журнал «Полет» № 11 2010
  6. Задачи траекторного управления. Проблемы и решения, Ефремов А.В., Тяглик М.С., 49 аэрокосмическая научная конференция, включающая форум «Новые горизонты» и аэрокосмическую выставку, AIAA paper −2011-922, Scopus
  7. Подход к моделированию для предсказания поведения летчика, Тань В., Куи С., Ефремов А.В., журнал Пекинского аэрокосмического университета, 2010. Т. 36. № 10. С. 1140-1144, Scopus
  8. Идентификация модели поведения летчика, основанная на нейросетевом подходе в задаче слежения за углом тангажа, Тань В., Куи С., Ефремов А.В., журнал «Астронавтика и аэронавтика», Китай, 2010. Т. 31. № 9. С. 1708-1714, Scopus
  9. Критерии предсказания пилотажных свойств, базирующиеся на нормировании параметров замкнутой системы самолет-летчик Виндзян T., Куанджу Ку., Ефремов А.В., китайский авиационный журнал, 2010, T. 23, № 5, 511-517.
  10. Опыт МАИ в проведении исследований замкнутой системы самолет-летчик, А.В. Ефремов, Труди Конференции по пилотажным характеристикам, Манчинг, EADS, 11-13 Ноябрь, 2008, Германия
  11. Проблемы исследования раскачки самолета летчиком и их решение, А.В. Ефремов, Труды Российско-китайской конференции по современным проблемам аэродинамики и динамики полета, октябрь 2009, Китай
  12. Развитие моделирования поведения летчика и его приложение к задачам ручного управления, А.В. Ефремов, В.В. Александров, А.В. Кошеленко, М.С. Тяглик, Тань Ван Тзян, ISBN 978-0-9565333-0-2, 27 Конгресс ICAS, Сентябрь 2010 ICAS-Ницца, Франция, Scopus
  13. Последние исследования в области ручного управления, выполненные в МАИ, А.В. Ефремов, М.С. Тяглик, 108 конференция SAE ACGS, Октябрь 12-14, 2011, Геттсбург, США
  14. Соответствие метаматематического моделирования на пилотажных стенда и летных экспериментов по оценке характеристик системы самолет летчик, А.В. Ефремов, Труды Международной конференции по пилотажным стендам и обучению летного состава, Ноябрь 2011, ЦАГИ, Россия
  15. Проблемы в области аэродинамики и динамики полета высокоскоростных ЛА и пути их решения, А.В. Ефремов, Труды Международного Симпозиума по гиперзвуковой аэротермодинамике, Декабрь, 2012, Бангалор, Индия.
  16. Модификация критериев для предсказания явления раскачки и пилотажных свойств, Ефремов А.В., Коровин А.А., Труды МАИ, 2012, № 55
  17. Динамика полета, Ефремов А.В. и др., Машиностроение, 2012 Москва
  18. Совершенствование подходов предсказания явления раскачки и пилотажных свойств, Ефремов А.В., Коровин А.А., Кошеленко А.В., 2 Конференция специалистов по управлению и навигации (Euro GNC-2013), Апрель 10-12, 2013, Дельфтский технологический университет, Дельфт, Нидерланды
  19. Обзор работ МАИ (лаборатории «Пилотажные стенды») в области ручного управления и систем управления, А.В. Ефремов, Труды 113 Конференции Комитета ACGSC, 2014, Инглвуд
  20. Развитие в МАИ стендовой базы для исследований системы самолет-летчик, А.В. Ефремов, А.В. Кошеленко, М.С. Тяглик, В.В. Александров, журнал «Полет», 2014.

Основные научные работы

  1. Разработка перспективных дисплеев для выполнения задач точного слежения Ефремов А.В., Тяглик М.С., Первая конференция специалистов CEAS в области навигации и управления, издательство Springer, Германия, Апрель 2011, с. 163-174, Scopus
  2. Разработка адаптивных систем управления, предусматривающих использование дополнительных управляющих поверхностей, Ефремов А.В.. Кошеленко А.В. Тяглик М.С., журнал «Вестник МАИ» том 16 № 4 2009
  3. Методы оценивания пилотажных характеристик и тенденции самолета к раскачке, Ефремов А.В., Коровин А.А., Кошеленко А.В., ISBN 978-0-9565333-1-9, 28 Международный Конгресс по Авиационным Наукам ,2012 ICAS Scopus
  4. Разработка дисплеев, обеспечивающих высокоточное управление. Ефремов А.В., Тяглик М.С., журнал «Полет» № 11 2010
  5. Подход к моделированию для предсказания поведения летчика, Тань В., Куи С., Ефремов А.В., журнал Пекинского аэрокосмического университета, 2010. Т. 36. № 10. С. 1140-1144, Scopus
  6. Развитие моделирования поведения летчика и его приложение к задачам ручного управления, А.В. Ефремов, В.В. Александров, А.В. Кошеленко, М.С. Тяглик, Тань Ван Тзян, ISBN 978-0-9565333-0-2, 27 Конгресс ICAS, Сентябрь 2010 ICAS-Ницца, Франция, Scopus
  7. Динамика полета, Ефремов А.В. и др., Машиностроение, 2012 Москва
  8. Развитие в МАИ стендовой базы для исследований системы самолет-летчик, А.В. Ефремов, А.В. Кошеленко, М.С. Тяглик, В.В. Александров, журнал «Полет», 2014

Область интересов и экспертизы

  • Моделирование поведения летчика, анализ системы самолет-летчик
  • Разработка критериев предсказания пилотажных характеристик и явления раскачки
  • Проектирование систем управления и дисплеев
  • Моделирование динамики различных аэрокосмических ЛА
  • Разработка алгоритмов программного обеспечения для различных систем пилотажных стендов (системы подвижности, визуализации, системы моделирования усилий)

Направление обучения

Динамика полета, системы управления, человеко-машинные системы, стенды.

Квалификация

Окончил московский авиационный институт (МАИ) в 1968 году, здесь же защитил диссертации на присуждение ученой степени кандидата и доктора технических наук в 1973 и 1996 годах соответственно.

В 1976-1977 годах проходил стажировку в Масачуссетском технологическом институте.

Читаемые курсы

Динамика полета, системы управления, человеко-машинные системы, стенды.

Членство во внешних комитетах

Комитет SAE США по аэрокосмическим системам управления и навигации с 2000 г.

Комитет NATO/RTO по интегрированным системам управления (2003-2007 гг.)

Член экспертного совета ВАК по присуждению ученых степеней в области авиационной и ракетно-космической техники с 2005 г.

Член профессиональных ассоциаций и обществ

  • Комитет SAE США по аэрокосмическим системам управления и навигации с 2000 г.
  • Международный технический комитет CEAS
  • Член редакционных коллегий научных журналов:
    • Ученые записки ЦАГИ;
    • Вестник МАИ;
    • Труды МАИ;
    • Авиационная техника.

Выступления на конференциях

  1. Разработка перспективных дисплеев для выполнения задач точного слежения, Ефремов А.В., Тяглик М.С., Первая конференция специалистов CEAS в области навигации и управления, издательство Springer, Германия, Апрель 2011, с. 163-174, Scopus
  2. Методы оценивания пилотажных характеристик и тенденции самолета к раскачке, Ефремов А.В., Коровин А.А., Кошеленко А.В., ISBN 978-0-9565333-1-9, 28 Международный Конгресс по Авиационным Наукам ,2012 ICAS Scopus
  3. Способы улучшения пилотажных характеристик в задачах пилотирования, требующих высокой точности пилотирования, Ефремов А.В., Кошеленко А.В. Тяглик М.С., Конференция AIAA по механике полета в атмосфере, Чикаго, 2009. AIAA Paper. 2009-5609, 2009, Scopus
  4. Задачи траекторного управления. Проблемы и решения, Ефремов А.В., Тяглик М.С., 49 аэрокосмическая научная конференция, включающая форум «Новые горизонты» и аэрокосмическую выставку, AIAA paper −2011-922, Scopus
  5. Опыт МАИ в проведении исследований замкнутой системы самолет-летчик, А.В. Ефремов, Труди Конференции по пилотажным характеристикам, Манчинг, EADS, 11-13 Ноябрь, 2008, Германия
  6. Проблемы исследования раскачки самолета летчиком и их решение, А.В. Ефремов, Труды Российско-китайской конференции по современным проблемам аэродинамики и динамики полета, октябрь 2009, Китай
  7. Развитие моделирования поведения летчика и его приложение к задачам ручного управления, А.В. Ефремов, В.В. Александров, А.В. Кошеленко, М.С. Тяглик, Тань Ван Тзян, ISBN 978-0-9565333-0-2, 27 Конгресс ICAS, Сентябрь 2010 ICAS-Ницца, Франция, Scopus
  8. Последние исследования в области ручного управления, выполненные в МАИ, А.В. Ефремов, М.С. Тяглик, 108 конференция SAE ACGS, Октябрь 12-14, 2011, Геттсбург, США
  9. Соответствие метаматематического моделирования на пилотажных стенда и летных экспериментов по оценке характеристик системы самолет летчик, А.В. Ефремов, Труды Международной конференции по пилотажным стендам и обучению летного состава, Ноябрь 2011, ЦАГИ, Россия
  10. Проблемы в области аэродинамики и динамики полета высокоскоростных ЛА и пути их решения, А.В. Ефремов, Труды Международного Симпозиума по гиперзвуковой аэротермодинамике, Декабрь, 2012, Бангалор, Индия.
  11. Совершенствование подходов предсказания явления раскачки и пилотажных свойств, Ефремов А.В., Коровин А.А., Кошеленко А.В., 2 Конференция специалистов по управлению и навигации (Euro GNC-2013), Апрель 10-12, 2013, Дельфтский технологический университет, Дельфт, Нидерланды
  12. Обзор работ МАИ (лаборатории «Пилотажные стенды») в области ручного управления и систем управления, А.В. Ефремов, Труды 113 Конференции Комитета ACGSC, 2014, Инглвуд

Консультации

Консультации в форме коротких курсов. MIT (USA, 1991, 2009, 2011, 2012), ONERA (1993), NLR (Holland, 1995), Wright Patterson USAF (USA, 1993), FAI, BUAA (China, 2001, 2010), Mexican Polytechnic Institute (1998), ShenYang Aircraft Design and Research Institute, the P.R.China (2001), Aeronautical Development Agency (ADA).

Информация о грантах, полученных от внешних организаций

  • Грант Министерства высшего образования (совместно с компанией «МиГ») (2010-2012).
  • Грант Министерства высшего образования (2014-2016).
  • Грант фонда Сколково (2013-2014).
  • Российский фонд фундаментальных исследований (2014 — 2016)

Индикаторы оценки профессиональной деятельности

  • Член Комитета SAE По аэрокосмическим системам управления и навигации (2000 г).
  • Член редакционной коллегии журнала «Ученые записки ЦАГИ»
  • Член редакционной коллегии журнала «Авиационная техника».
  • Почетный работник высшего образования РФ.
  • Преподаватель инженерных наук европейского уровня (ING-PAED IGIP)


Патенты и свидетельства

Название Вид Номер Приоритет Авторы
Дискретный заполнитель многослойной панели Патенты на изобретение 2747179 04.09.2020 Андрей Колпаков
Олег Долгов
Сергей Васильев
Александр Ефремов
Денис Прокопенко
Редакция проекта с благодарностью принимает сообщения об обнаруженных ошибках, а также любые уточнения, дополнения и предложения.